Все мы чего-то боимся.
Дети боятся темноты и скуки, взрослые – бедности и болезней. Кроме того, у взрослых есть профессиональные страхи. Врач скорой помощи боится опоздать на вызов, продавец – обсчитаться, а самый большой страх художника – это чистый лист.
Мне повезло. Мой дом и моя профессия тесно связаны: я воспитываю детей и рисую их портреты. И тут некогда долго рефлексировать над белым листом, иначе ничего не успеешь, а хозяйство придёт в запустение.
Получается, я очень несвободный художник. В первой половине дня занимаюсь домом, а потом укладываю спать самого младшего ребёнка и бегу в мастерскую.
Конечно мне страшно, когда передо мной лист бумаги стоимостью холста. Но поток будничных обязанностей не даёт мне права на долгое вынашивание творческих идей.
Поэтому я выработала три принципа борьбы против страха чистого листа.
Первый принцип состоит в том, что рисунок под акварель я делаю не в мастерской. Чаще всего предварительные зарисовки выполняются дома в маленьких альбомах, а потом я рисую картон (рисунок композиции) прямо на кальке. С калькой я прихожу в мастерскую и уже в тишине и покое перевожу контуры на чистовик. Это тоже можно было бы делать дома в ночные часы, но раскладывать на обеденном столе дорогую бумагу опасно. Есть вероятность в суете не заметить какое-нибудь жирное пятно на столешнице, и тогда прощай, дорогой лист бумаги!
Второй принцип в том, что я делаю первый сеанс цветом очень нежным и прозрачным. Тогда при втором подходе имеется такая ситуация, что и бумага уже не белая, но в то же время любое пятно можно изменить.
Мой третий принцип, который помогает победить страх чистого листа, связан с выбором цвета. У меня есть заранее подготовленные таблицы разнообразных смесей из двух цветов. Одни таблицы показывают, как смешиваются дополнительные оттенки, другие – простые цвета. К простым цветам относятся те, которые нельзя получить смешением – красные, синие и жёлтые. Взятые попарно, они дают разные оранжевые, зелёные и фиолетовые оттенки. Дополнительные цвета – это такие пары, которые приглушают друг друга, превращаясь в серые и коричневые смеси – жёлтые с фиолетовыми, оранжевые с синими и красные с зелёными. Там можно извлечь очень гармоничные оттенки для теней.
С помощью этих приёмов мне удаётся значительно сократить время работы цветом. Ведь в любой момент мне могут позвонить из дома, потому что проснулся младенец. А остаться без рисования я боюсь ещё больше, чем нарисовать плохую картинку.
Я где-то слышала, что первые детские улыбки – это просто рефлекс, выработанный природный механизм для выживания. Ребёнок боится, что его съедят, поэтому старается быть милым. Не знаю, насколько это верно. Когда я прихожу домой и беру на руки своего малыша, он улыбается. И хочется верить, что он просто рад мне. "Не бойся, я тебя не съем", – шепчу я на всякий случай.
Берегите радость!
Ваша К. С.
По ссылке пример таблицы: Как правильно сделать зелёный цвет живописным
Здесь ещё о дополнительных цветах: Почему нужно рисовать с натуры
А тут пример моей работы: Работа над детским портретом (этапы)