В воскресенье, 6 октября, пришла печальная новость: не стало великого барабанщика, одного из основателей всемирно известных Cream, виртуоза, новатора и скандалиста Джинджера Бейкера (Ginger Baker). В принципе, неожиданностью это не стало - Бейкер в последние годы испытывал серьезные проблемы со здоровьем, а за несколько дней до его ухода семья музыканта сообщила, что он срочно госпитализирован, и призвала всех молиться - видимо, ничего другого уже не оставалось. И всё же сердце ёкнуло, как всегда, когда уходят фигуры такого масштаба. Давайте посмотрим на основные вехи пути Бейкера и послушаем его игру - это лучший способ помянуть музыканта.
Питер Эдвард Бейкер (Peter Edward Baker) родился 19 августа 1939 года в Лондоне. Прозвище "Джинджер", ставшее его вторым именем, получил благодаря ярко-рыжему цвету волос, похожему на цветы имбиря (ginger). Первым инструментом Питера была труба, но очень скоро парень переключился на ударные, что гораздо более соответствовало его темпераменту. Как многие рок-музыканты "первого призыва", Бейкер был выходцем из джазовых кругов, но его стиль с двухбочечной молотьбой был ближе к понятию "хард-рок". Хотя Джинджер играл намного тоньше и разнообразнее, чем так называемые "барабанщики-спортсмены". Поучаствовав в паре джазовых ансамблей, Бейкер пришел в группу Алексиса Корнера и Сирила Дэвиса "Blues Incorporated", где сменил ушедшего в The Rolling Stones Чарли Уоттса. А в 1963 году он становится барабанщиком новообразованного коллектива под руководством органиста Грэма Бонда "Graham Bond Organisation", где знакомится с Джеком Брюсом - так образовалась одна из самых знаменитых ритм-секций в рок-музыке.
В 1966 году Бейкер, впечатленный игрой Эрика Клэптона, договаривается с ним собрать новую группу. На бас-гитару пригласили Брюса, возложив на него заодно и обязанности вокалиста. Коллектив они называют претенциозно и недвусмысленно - "Сливки" ("Cream"), и вскоре становятся одной из ведущих и успешных рок-групп.
Только вот положением дел в коллективе Бейкер был крайне недоволен, он-то рассчитывал рулить на пару с Клэптоном, а получилось так, что почти весь материал писал Брюс вместе с поэтом Питером Брауном. "Они украли у нас с Эриком "Cream" - возмущался Бейкер, всегда несдержанный на слова. Оттуда и берет начало его неприязнь к Брюсу, вскоре переросшая в открытую вражду. Когда они играли на сцене, напряжение просто искрами летело во все стороны.
При таком раскладе группа Cream продержалась на плаву совсем недолго, распавшись в конце 1968 г., несмотря на всю свою успешность. Клэптон хотел, чтобы в состав "Сливок" вошел Стив Уинвуд из Traffic, но распри между Бейкером и Брюсом зашли слишком далеко, и пришлось распустить состав. Однако Клэптон и Уинвуд не отказались от идеи сотрудничества, и на свет явилась новая супергруппа Blind Faith c Бейкером на ударных и Риком Гречем (ex-Family) на бас-гитаре.
Правда, многообещающий коллектив выпустил всего один лонгплей, после чего самоликвидировался. Blind Faith включили в свой альбом композицию Бейкера "Do What You Like" с длиннющим соло на барабанах.
После распада "Слепой Веры" и ухода Клэптона в сольное плавание Джинджер решил, что он тоже достаточно поработал на своё имя, и пусть теперь имя поработает на него. И собрал под своим началом банду аж из десяти человек, назвав её Ginger Baker's Air Force (ВВС Джинджера Бейкера). "Военно-воздушные силы" были анархическим образованием, игравшим вольную импровизационную музыку, с несколькими перкуссионистами и вокалистами. Были там и Уинвуд с Гречем, а также гитарист Денни Лэйн (Denny Laine) и Грэм Бонд на органе и саксофоне. Двое саксофонистов дополняли и без того пеструю картину.
Эта развеселая компания выпустила два альбома, первый был двойным и представлял собой запись с аншлагового концерта в Альберт-Холле, а второй записывался в студии, в несколько измененном составе, и большого успеха не снискал. В 1971 году и эта группа прекратила существование, заслужив добрую память как очень яркий концертный коллектив.
В ноябре того же 1971 года Бейкер, которого давно вдохновляли африканские ритмы, начал строить студию звукозаписи в Лагосе, тогдашней столице Нигерии. Там он близко сошелся с пионером афробита Фелой Кути (Fela Kuti), поучаствовал в записи его альбома "Live!", а потом пригласил Кути сыграть на своем сольнике "Stratavarious" (1972). Гитаристом и вокалистом на пластинке выступил Бобби Тенч (Bobby Tench) из группы Джеффа Бека, скрывшийся под псевдонимом Bobby Gass.
В 1974 году Бейкер объединяет усилия с братьями Адрианом и Полом Гурвицами (Gun, Three Man Army) - так появляется группа Baker Gurvitz Army.
Их дебютный альбом был выдержан в мощном хард-артовом стиле и вошел в чарты по обе стороны Атлантики, а критики очень высоко оценили группу, назвав её "новыми Cream".
Но в дальнейшем дела пошли не так хорошо. Состав группы расширили до квинтета, добавив вокалиста-фронтмена Снипса (Snips) и клавишника Питера Лемера (Peter Lemer), но продажи дисков оставляли желать лучшего, и записав ещё два неплохих альбома, музыканты разошлись.
После распада Baker Gurvitz Army в 1976 году Бейкер на некоторое время отошел от активной музыкальной деятельности, обосновавшись в Италии. Лишь в 1980 году он принял участие в записи альбома группы Hawkwind "Levitation" и провел с ними турне, после которого ушел.
Впоследствии Бейкер крайне нелестно отзывался как о музыке Hawkwind, так и об участниках группы. Впрочем, для Джинджера не существовало авторитетов - он и Пола Маккартни не слишком-то жаловал, критикуя того за незнание нотной грамоты. К тому же в семидесятых барабанщик плотно (и надолго) подсел на героин, что окончательно испортило его и без того непростой характер: вспышки гнева, доходящие порой до рукоприкладства, стали обычным делом в жизни Бейкера. Как следствие - невозможность долговременного сотрудничества с кем-либо и перерывы в карьере, явно пошедшей на спад. Эпизодические появления на альбомах таких исполнителей, как Джон Лайдон (John Lydon, ex-Sex Pistols) и стоунер-рокеров Masters Of Reality были скорее попытками выбраться из кризиса, чем полноценными творческими актами. Лишь в 1994 году Джинджер, победив зависимость, собрал джаз-роковый коллектив Ginger Baker's Trio, а также воссоединился с Джеком Брюсом в группе BBM, где на гитаре играл Гари Мур (Gary Moore).
Их совместный альбом принес участникам немалые дивиденды, но продолжать сотрудничество они не стали: три таких медведя никак не могли ужиться в одной берлоге.
После этого Бейкер вновь ушел в тень, вернувшись к чистому джазу - музыке своей юности - изредка записывая инструментальные пластинки, которые выходили на маленьких специализированных лейблах.
В 2005 году состоялся поданный с невероятной помпой реюнион Cream, ознаменовавшийся аншлаговыми концертами в Лондоне и Нью-Йорке. Залы Royal Albert Hall и Madison Square Garden забивались под завязку жаждущими увидеть в деле легендарное трио, всё действо записывалось и снималось.
Однако то, что было праздником для зрителей, стало кошмаром для Бейкера и Брюса, которые постоянно готовы были вцепиться друг другу в глотку. Барабанщик обвинял басиста в том, что тот играет запредельно громко, отчего у него идет кровь из ушей, Брюс только отмахивался. Когда турне закончилось и музыканты разъехались по домам, Джек сказал в интервью: "Я счастлив, что мы с Бейкером живем на разных континентах. Хотя он всё ещё слишком близко. Я бы хотел, чтобы он переехал ещё дальше от меня." Их вражда закончилась только со смертью Брюса в 2014 году. В этом же году, кстати, вышел и последний альбом Джинджера Бейкера "Why?"
Будучи с ранних лет заядлым курильщиком, а также пройдя через тяжелые наркотики, Бейкер к концу жизни страдал серьезным заболеванием сердца, да и легкие были сильно изношены. В 2016 году врачи запретили ему выступать на сцене. Джинджер успешно перенес операцию на открытом сердце, но после этого его подвижность была сильно ограничена. И вот, три года спустя, резкое ухудшение здоровья, после чего - смертельный исход... Что ж, будем вспоминать Бейкера в расцвете молодости и сил, играющим в лучшей группе своей жизни - Cream.
RIP Ginger Baker (1939 - 2019)