Роботы, которые справляются с любой работой эффективнее, чем люди. Об этом много писали фантасты 60-70-х. Сейчас же об этом постоянно рассуждают всевозможные эксперты. А новости по теме «Теперь этим занимается робот» каждый раз вызывают небольшую волну паники. И ответную волну обещаний, что роботы никогда не заменят человеческую интуицию и, вообще, они дорогие. Но не стоит паниковать. И слушать псевдоэкспертов тоже не стоит. Давайте уже разберёмся со стереотипами о роботах и узнаем, как искусственный интеллект УЖЕ применяют в маркетинге.
Чепуха о ИИ
Смесь старой фантастики и последних новостей создали в наших головах несколько живучих стереотипов об искусственном интеллекте и том, как его можно применять в бизнесе. Итак, во что сейчас стыдно верить?
Искусственный интеллект – это пока фантастика, сейчас мы пользуемся лишь сложными программами
Так, кого мы знаем из разумных роботов? Скайнет из «Терминатора», Альтрон из «Мстителей», милый ВАЛЛ-И. И никто из них не является искусственным интеллектом.
Они искусственные личности, со своими мыслями и чувствами. А искусственный интеллект – это как раз сложная программа, которая может обрабатывать большие объёмы информации и приходить к каким-то выводам. ИИ может найти зависимость между миллионами фактов, предсказать что-то, опираясь на эти факты. Он может понимать обычный язык и рассказывать о результатах своей работы доступным человеку языком. Но на этом всё. И большего от них не требуется. Такие системы уже давно существуют и успешно работают. Это они пишут новости экономики, делают прогнозы погоды, диагностируют рак и определяют, кто из людей попадет в определенный таргетинг.
Это всё впечатляет, но только человек может мыслить, а значит робот не сможет разработать маркетинговую стратегию
Стратегия – это оптимальный план действий для достижения нужных целей. Как человек приходит к нему? Собирает данные, анализирует их и выбирает нужный вариант действия из возможных. Искусственный интеллект работает абсолютно так же. Причём, работает быстрее, качественнее и без человеческих ошибок.
Но у нас есть интуиция, мы можем находить неожиданные решения
И снова давайте разберёмся с термином. Интуиция – это озарение, которое основано на предыдущем опыте. Нам эти озарения кажутся неожиданными только потому, что большая часть наших наблюдений как бы лежит на дне, скрытая под толщей другой информации, которую мы считаем более важной. Интуиция редко, но метко вытягивает нужную мысль на поверхность. Искусственный интеллект же постоянно оперирует всей накопленной информацией, а самообучающиеся нейронные сети неплохо справляются с нахождением нетривиальных решений. ИИ не нужны нечастые озарения. Человек может забывать. Машина – нет. Поэтому и человеческой интуиции у искусственного интеллекта нет. Но она ему и не нужна – у него есть более эффективный механизм.
Понять. Распознать. Ответить.
Искусственный интеллект, как мы выяснили, – это сложная программа, а не личность из популярных книг и фильмов. Но это не значит, что фантасты были неправы во всём. Общение с роботами не через ввод кода, а через простой разговор вполне возможно и это уже реализовано в ботах, с которыми вы вполне можете поговорить (Алиса, привет!). Необязательно обращаться к суперумному программисту, который переведёт ваш вопрос на язык, понятный искусственному интеллекту. А потом переведёт его ответ вам. Хотя, конечно, можно и так. Но зачем усложнять?
За это чудо техники, наверное, придётся заплатить миллионы?
Да, придётся. Но только если вы хотите создать свой искусственный интеллект с нуля. Это необязательно, всегда можно воспользоваться уже готовым ИИ. Даже сейчас они доступны в виде сервисов, которые работают через браузер или приложение на вашем смартфоне.
И как этот чудесный инструмент конкретно используют в маркетинге?
Развитие технологий изменило не только способы продвижения товара, но и базовую стратегию. А внедрение в маркетинг искусственного интеллекта даёт компании преимущество перед конкурентами.
Никаких ошибок, никакого отторжения
Технологии позволяют собрать огромный массив информации о потенциальном клиенте. И поэтому акцент маркетинговых кампаний сместился с лозунга «Вам нужен этот товар, у него нет недостатков» на «Этот товар подходит именно вам, потому что…».
Любой пользователь оставляет в сети огромный информационный след. Если все эти данные собрать и систематизировать, можно снизить количество непродуктивных показов до минимума. Человек может просматривать десятки магазинов шуб в день. Но это ещё не значит, что он хочет что-то оттуда купить. Он может быть художником-модельером в поиске идей или же защитником животных, который пишет жалобы на магазины без документов на меха. Ни одному из них не понравится контекстная реклама «Купи шубу по низкой цене», которая ведёт на уже посещённый ими сайт. А имея, например, информацию из соцсетей, можно откорректировать рекламу под их интересы. Художнику понравится блок «Трёхцветные шубы из меховых шаров». А зоозащитнику лучше вообще не показывать рекламу таких магазинов.
Бери от данных всё
Наравне с пластом данных, которые маркетологи уже используют для таргетинга, есть массив, который нельзя обработать автоматически, а вручную обработка займёт слишком много времени. Это, например, фото и видео. Но искусственный интеллект уже умеет распознавать образы, и делает это с присущей ему быстротой. Так что он может добавить новые категории для таргетинга и схемы привлечения клиента. И это тоже сделает продвижение более эффективным.
З – забота
Персонализация – это тренд последнего времени, который прослеживается во многих отраслях. Человеку приятно, когда его интересы волнуют кого-то ещё. Это чувствуется, как проявление заботы, и благодаря этому, лояльность клиента растёт.
Мощности искусственного интеллекта и возможности его машинного обучения (machine learning) помогут изменить и сам товар. Например, персональные тарифы уже существуют у нескольких мобильных операторов. Там пользователь сам выбирает, сколько минут, смс и гигабайт ему нужно. Но клиент не всегда знает, что лучше для него. Он может не отслеживать, сколько он звонит, пишет или сидит в Интернете. А искусственный интеллект проследит за этим и ещё сотней показателей, и выдаст персонализированный тариф для конкретного человека. То есть позаботится, чтобы клиент получил максимально выгодное для него предложение.
Вывод
Искусственный интеллект в маркетинге использовать можно и нужно уже сейчас. Его вычислительные мощности нужны для более эффективного таргетинга и персонализации продукта. Но мир они пока не захватят, потому что мыслить – это не их задача. Их должен кто-то программировать. А мыслить должны мы, чтобы ИИ было, что анализировать и кому помогать.