Собрав довольно много информации различным аспектам корпоративной культуры различных компаний, можно сделать общие выводы: главные ценности, которые компании определяют, как ключевые, практических полностью совпадают как в России, так и за рубежом. Одна из компаний, занимающаяся hr-консалтингом, сделала анализ основных ценностей лучших организаций, входящих в российский рейтинг Universum-2017. Как оказалось, компании обычно публикуют на своих сайтах около 3-7 своих главных ценностей, какие-то компании описывают их кратко и запоминающееся, а какие-то только в общих, размытых формулировках. Если делать группировку, то можно выделить топ основных ценностей. Достаточно часто случалось, что ценности в компании повторяли друг друга, поэтому число оригинальных ценностей иногда превышает число компаний, которые к ним апеллировали.
Рассмотрим топ-3 ценностей подробнее:
1. Люди – сотрудники компании
Практически все компании выделяют своих сотрудников как главную ценность, и это не удивительно, ведь в любом эффективно работающем механизме взаимодействуют и работают множество маленьких частей, именно их эффективная взаимосвязь и даёт положительный результат.
Важную роль в этом пункте играют:
- Командная работа, сплоченность, взаимопомощь.
- Взаимоуважение сотрудников между собой, руководства к сотрудникам и наоборот.
- Забота о своих сотрудниках и друг о друге.
- Доверие друг к другу.
2. Профессионализм, качество работы и ответственность перед клиентами.
В работе любой компании также играет огромную роль качество работы и профессионализм сотрудников, ведь без этого покупатель не будет доволен приобретённым продуктом или услугой, и главная цель любой организации – получение прибыли не будет достигнута. Важную роль в этом пункте играют:
- Дисциплина, соблюдение правил и норм, принятых в компании
- Перфекционизм, стремление к идеалу при выполнении работы
- Обоснованное принятие решений
- Развитие сотрудников, постоянное повышение квалификации, тренинги, интеллектуальные игры, обучающие курсы, а также физическое развитие (фитнес, бассейн, туристические походы) и духовный отдых (медитация, йога и т.д).
3. Клиенты и потребители
На третьем месте оказались клиенты, но это делает их менее важными, чем сотрудники и качество продукции. Однако, сравнивая российские и зарубежные компании, можно заметить, что за рубежом, во всех приведённых примерах корпоративной культуры компаний, клиенты возглавляли топ ценностей. Важную роль в этом пункте играют:
- интересы клиента
- доверие клиентов
- знание и понимание клиентов
Таким образом, мы рассмотрели несколько крупных компаний, названия которых настолько известны, что не вызывают никаких сомнений в их успешности. Действительно, все вышеперечисленные организации, добились определённых высот каждый на своём рынке и в своей сфере. Какая-то компания существует дольше, какая-то меньше, кто-то из основателей придерживается консервативных идей в построении корпоративной культуры своей компании, а кто-то идёт в ногу со временем и постоянно использует современные идеи и технологии.
Корпоративная культура — это очень интересная тема, о которой можно говорить долго и много, ведь сколько компаний – столько и корпоративных культур, и в каждой есть свои особенности и интересные моменты. Да, конечно, российская культура сильно отличается от зарубежной, но она постоянно развивается и совершенствуется. Возможно, в будущем она достигнет уровня зарубежных компаний.
Подводя общий итог, можно заметить, что нет выраженного различия между ценностями российских и зарубежных компаний, в основном приоритеты схожи. Конечно, и там, и там существует своя специфика развития корпоративной культуры, обусловленная многочисленными различиями культурах разных стран. Как мы видим, свои плюсы и минусы есть и в компаниях нашей страны, и в зарубежных организациях. Идеальным вариантом будет синергия – то есть усиление эффекта от взаимодействия нескольких частей. Если мы возьмём всё самое лучшие из опыта всех стран, учтём ошибки и придумаем, как их не допускать – это будет идеальная модель корпоративной культуры. Да, звучит как утопия, ведь идеал недостижим. Но к идеалу нужно стремиться, иначе не будет стимула к развитию!
Вот мы и подвели окончательные выводы по корпоративной культуре и далее перейдём к следующей интересной теме, которая также непосредственно касается менеджеров по подбору персонала. Если они, конечно, интересуются своей компанией и желают развития эффективности сотрудников, которых они берут на работу. Немалую роль тут играет и адаптация, а также дальнейший контроль трудоустроенных. Но это уже совсем другая история.