Starbucks. Если у всех вышеперечисленных компаний есть какие-то прописанные общие принципы руководства коллективом, документы, устанавливающие правила формирования и развития корпоративной культуры, то основатель Starbucks заявляет, что его компания отличается отсутствием подобных «рецептов успеха», каждый должен найти свой способ применить свои знаний и умения, принести пользу организации. Главный приоритет компании –люди, нельзя жалеть времени и сил на обучение и развитие сотрудников, ведь в будущем это даст хорошие плоды.
Из неофициальных сборников Starbucks, где находятся главные принципы работы компании, можно выделить «Книгу зелёного передника», в ней прописаны ключевые моменты миссии компании. Вот некоторые из этих принципов:
- Самосознание - сотрудники должны чётко понимать политику компании, её цели, тогда они смогут работать со всей эффективностью.
- Понимание целей - важно определить истинные причины действий и поставить себе конкретную цель.
- Самостоятельность - нужно избавиться от правил и позволить работникам подходить к своей деятельности творчески.
- Чуткость - доверие и забота должны быть неотъемлемой частью культуры компании.
- Умение слышать правду - нужно научиться слушать и тогда можно будет понять, почему недовольны клиенты, почему у сотрудников пропал энтузиазм.
- Откровенность - правда и только правда, важно говорить честно и открыто.
В компании существует выражение «Всегда носить одну и ту же шляпу». Под «шляпой» тут подразумевается образ мышления, поведения, основа самосознания, представление о своих ценностях. Говард Шульц – основатель и глава Starbucks рассказывает, что вначале своего пути он выбрал путь постоянной смены «шляп», одна для коллег, другая для клиентов, третья для жены и так далее. Через какое-то время он понял, что каждый раз менять «шляпу», подстраиваться под других людей это значит не быть собой, жить не своей жизнью, тогда он начал искать свою «шляпу», в которой ему комфортно и которая ему подходит. Данная идея стала неотъемлемой частью корпоративной культуры Starbucks, теперь у компании поставлена цель добиться того, чтобы каждый её сотрудник нашёл свою «шляпу» и не снимал её.
Другой принцип, который внедрил Говард Шульц в своей компании – постоянное внимание к сотрудникам, разговоры с ними. Это позволило ему выяснить, какие существуют проблемы в коллективе, мешающие работе в целом. Он понимает, что никогда бы не узнал их, не поговорив с работниками лично. Внимание, которое он им уделяет это очень ценный ресурс, ведь слишком многие руководители заботятся только о себе и забывают о своих сотрудниках.
Данная компания это одна из первых ассоциаций со словом «кофе» у миллионов людей! Представляете, как Старбакс поработал с позиционированием своего продукта и бренда, что смог завоевать мировой рынок, стать трендом в соцсетях, и уже долго является неотъемлемой частью аккаунта инста-блогера. Корпоративная культура, как внутренняя, так и внешняя играет во всём этом далеко не последнюю роль.
Группа компаний Virgin. Главный принцип основателя этой компании Ричарда Брэнсона - «Хорошие люди не просто жизненно важны, они и есть бизнес!». Всё в компании построено на людях, на правильном руководстве ими, обучении, заботе. Принято, что существует 4 элемента успеха, четыре P-people, product, price, promotion, но в компании Virgin существует их личный пятый элемент- В- Веселье.
Другой принцип Брэнсона это некогда не ставить оценку 10 из 10 идеям его сотрудников, ведь он считает, что нет предела совершенству и работники должны стремиться к большему, нельзя им позволять считать, что они довели что-то до совершенства, это опасно.
Вдохновлять персонал-это одна из главных задач предпринимателя. Необходимо создать комфортную обстановку, в которой будет существовать свобода самовыражения, можно будет без опасений высказывать собственные убеждения. Доверяя сотрудникам и поощряя их новаторские идеи, в будущем можно добиться не только возросшей лояльности, но и эффективнее решать возникающие проблемы.
Правильным способом развития корпоративной культуры Говард называет её гармоничное развитие. Нужно понимать, что главное для компании это клиенты, нужно прислушаться к их желаниям и вдохновить каждого сотрудника так, чтобы он хорошо работал.
Эти компании совершенно разные, у них разные подходы к бизнесу и своим сотрудникам, но их объединяет одно – понимание важности того, что делать своё дело необходимо качественно и нужно вкладывать много сил для достижения успеха и тогда все усилия окупятся вдвойне. Нам есть чему поучиться у зарубежных компаний, и какие-то идеи могли бы стать, действительно, полезными и интересными для развития корпоративной культуры наших собственных компаний.