КИНОРЕЖИССУРА
ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА
1. Драматическая ситуация
2. Коллизия
3. Перипетии
4. Интрига
Характер конфликта определяется качеством драматической ситуации и количеством и качеством коллизий, перипетий, интриг.
Драматическая ситуация - это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку действия.
Определенное положение этой обстановки действия при котором действие начинает происходить из этой самой драматической ситуации, определенное положение при котором действие начинает проистекать.
Раскрытие драматической ситуации.
Драматическая ситуация раскрывается в любой момент экранного действия, от завязки до развязки.
Раскрытие драматической ситуации может происходить в двух-трех сценах.
Когда мы говорим что драматическая ситуация раскрылась, это значит мы понимаем, кто есть кто, кто кому противостоит, кто кого поддерживает, у кого какая цель.
В фильме «Солярис» драматическая ситуация раскрывается только тогда, когда образуется контакт между людьми и планетами, когда происходит исчезновение Хари.
Развитие драматической ситуации.
Драматическая ситуация может развиваться.
Что значит развитие драматической ситуации?
Развитие может происходить с трансформацией или без, когда трансформируется в другую драматическую ситуацию, меняется структура, меняется качество. Обычно пользуются сочетаниями, переплетениями, противопоставлениями, сравнениями с иными драматическими ситуациями.
Значение драматической ситуации состоит в том, что ради нее снимается картина. За счет драматической ситуации героя, раскрывается драматическая ситуация автора.
Из драматической ситуации вытекает сюжет зримый нами на экране.
Ради передачи драматической ситуации зрителю и снимается фильм.
Драматическая ситуация позволяет сориентировать зрителя на кого-то или на что-то в самом широком и одновременно в самом узком смысле слова.
Простота и ясность драматической ситуации определяют внимание и понимание зрителем того, что происходит на экране.
Формирование драматической ситуации.
Формирование происходит таким образом, что мы перебираем все варианты драматической ситуации. Нельзя отбрасывать ни один вариант драматической ситуации, для того, чтобы определить их в совокупность и оценить.
Рассмотрим на примере: варианты драматической ситуации «герой/зеркало/убийца»
1) Герой замечает в отражении зеркала убийцу и спасается.
2) Крадущийся убийца задевает зеркало, оно падает и разбивается, герой спасается.
3) Солнечный зайчик попадает в зеркало и ослепляет убийцу, герой спасается
4) Крадущийся убийца не понимает, что перед ним зеркало, видит героя, стреляет и попадает в отражение, разбивает зеркало, герой спасается
5) Убийца видит свое отражение, пугается и убегает.
6) Крадущийся убийца видит в зеркале свое искаженное злобой лицо, останавливается и раскаивается.
Формирование драматической ситуации должно быть на переборе всех вариантов, как глупых и банальных, так и не глупых и не банальных.
Коллизия - столкновение противоборствующих сил, это стадия возникновения и/или развития конфликта.
Перипетия - изменение происходящего на противоположное. Ожидается по действию одно, а происходит совсем другое.
Интрига - происки, козни, запутывание.
Значение интриги состоит в том, что мы понимаем, «как» зритель узнает «что».
При каких обстоятельствах герой совершает то-то и то-то.
Для нас важнейшим становится не факт убийства старухи-процентщицы, а то при каких обстоятельствах это происходит. Не факт женитьбы, а то как это произошло.
При построении фабулы и сюжета, интрига использует сложные коллизии и перипетии. Одновременное и переплетение и столкновение интересов и желаний персонажей.
Интрига всегда тормозит основной сюжет. Она его тормозит
настолько, что может заставить основной сюжет остановиться, топтаться на месте, это может происходить продолжительное время.
Единственное что в этот момент происходит в сюжете, благодаря интриги - это психологическое ковыряние и зрителем и героем.
Простота и ясность интриги повышает зрительский интерес и
позволяет экономно расходовать средства при формировании интриги - это значит что, или предмет или персонаж, введенный в интригу, используется до конца, до полной исчерпанности, и новый персонаж или предмет вводятся в интригу крайне редко и очень осторожно.
Интрига строится на контрастирующих сценах и эпизодах. Контраст - это основной принцип интриги.
Для повышения зрительского интереса часто используется ускорение и замедление времени, сочетание слез и улыбки.