Мы кратко взглянем на то, чем же осознанность является для других людей и сделаем это в форме изучения трех больших архетипов или идеальных форм, которые представляют собой популярные предубеждения об осознанности. В том числе и некоторые страхи и предрассудки.
Одна из самых популярных и всепроникающих ассоциаций с осознанностью - изображение буддийского монаха, который сидит в позе лотоса со сложной мудрой на руке.
Одна из вещей, которая завораживает в этих ассоциациях, заключается в том, что, хотя они часто содержат ряд неправильных представлений и ошибок, даже измышлений, они обычно основаны или, по крайней мере, приближаются к некоторым подлинным представлениям и ассоциациям.
В какой то мере, изображение буддийского монаха показывает классический устремленный образ духовного развития. Он находится где-то между мудрецом и святым. Он выражает наш идеал просветления и освобождения от границ ежедневных знаний и мудрости. Другими словами, в то время как опыт и понимание в повседневной жизни могут сделать нас хорошими на нашей работе, или успешными на экзаменах, или способными решать конкретные практические проблемы. Мудрость монаха кажется более приспособленной к решению величайших вопросов, касающихся смысла жизни. Таким образом, это не технические знания, а, скорее, они возникают из терпения, труда и собственного опыта. Действительно, образу мудреца зачастую не хватает житейских знаний. И в каких то сферах, будь то межличностные отношения, торговля на бирже или бытовые вопросы - он может быть полнейшим идиотом. Хотя иногда и встречаются обратные варианты, когда монах опытен во многих сферах жизни.
Мудрость мудреца, как правило, представляется как взгляд через повседневное в глубокое. Как будто повседневный мир, которым мы так одержимы и в котором мы постоянно стремимся к большему количеству достижений, большему количеству вещей, денег и так далее, сам по себе как-то низок и даже иллюзорен. Следовательно, мудрец воплощает альтернативный моральный порядок, в котором мирской, или материальный успех, рассматривается не только как тривиальный, но и как по существу бессмысленный.
Так что же это значит на практике?
Модель мудреца учит нас в моменте здесь и сейчас не заботиться о том, как же нам заработать на новый айфон, мерседес или впечатлить кого-либо. А, вместо этого, размышлять о природе нашего Я, о смысле жизни и природе сущего.
И, сидя на природе, не вспоминать наши прошлые ошибки и переживать о собственном весе, а наслаждаться дуновением ветра и прекрасным запахом травы.
Такая внимательность и сконцентрированность предполагает полное переосмысление своих отношений с нашей жизнью. Потому что это включает в себя движение против преобладающих норм и ценностей коммерческих обществ. Это требует огромного количества дисциплины, практики и культивирования.
Мудрец предан и еще раз предан, что придает ему ауру чистоты и святости. Мы почитаем мудреца именно потому, что он лучше нас. Мы могли бы быть такими, как он, если бы у нас была необходимая дисциплина и осведомленность, но мы этого не делаем. Но почему? Просто наша связь с мирскими вещами слишком крепка, мы так сильно к ним привыкли, что теперь не можем оторваться.
Для некоторых людей связь между развитием осознанности и развитием мудрости очень сильна. Эти ассоциации являются основой концепции осознанности во многих традициях философии по всему миру. Одна из самых непосредственных связей, которую многие люди делают между внимательностью и духовным героем или мудрецом, опосредована этой фигурой буддийского монаха.
Через эти ассоциации, мы можем узнать три популярных заблуждения на тему осознанности. Во первых, осознанность — это что-то Азиатское или Восточное и именно поэтому совсем неясно, как это впишется в европейские умы и реалии. Во вторых, это что-то религиозное, несмотря на то, что огромное количество людей говорит об обратном. И это добавляет проблему того, что некоторые люди переживают о том, что их будут ассоциировать с Буддизмом, несмотря на распространенное заявление о том, что Буддизм не является религией.
Третье предубеждение связано с тем, что для практики осознанности вы должны сидеть каким-то определенным образом, держать руки в мудре, сбрить все волосы на голове и жечь ладан. Эта проблема — проблема атрибутов. И такие атрибуты могут как привлекать людей, так и отталкивать их, в зависимости от их идеологических убеждений. И, на самом деле, некоторые из этих вещей могут быть действительно полезными. Но могут и отвлекать практикующего тем, что он может быть слишком озабочен правильностью выполнения этих атрибутов.