Многие, приходя в храм, задаются вопросом, почему за свечи нужно платить деньги и почему вообще в храмах что-то продают. Многие люди убеждены в том, что Церковь — бюджетное учреждение и содержится на деньги государства, некоторые люди даже заявляют, что Церковь и деньги вообще не совместимы. Давайте разберемся на основании Священного Писания и опыта церковной жизни так ли это на самом деле.
Начнем с того, что в Церкви ничего не продается и не покупается. Когда вы берете свечу в храме и отдаете в церковную лавку деньги — вы совершаете ПОЖЕРТВОВАНИЕ, а не покупку. Но в чем разница?, спросите вы, если вместо слово «цена» написать «пожертвование», то от этого мол, ничего не изменится. Однако, это не так. В христианстве, как и в некоторых других религиях, изменение имени означает изменение сущности. То есть, например, если человек принимает монашеский постриг, то ему дается новое имя. Этот обычай означает, что с изменением имени человек кардинально меняет свою жизнь, свою сущность. Так же и в церковной лавке, когда вы видите слово «пожертвование», а не слово «цена», то это обозначает сущность того, что происходит, а именно происходит пожертвование на храм, на содержание здания и тех, кто в нем служит. При этом фиксированность пожертвования — вынужденная мера, обусловленная тяжелым финансовым положением большинства храмов. Некоторые храмы или крупные монастыри (например, Троице-Сергиева Лавра) практикуют нефиксированные пожертвования благодаря большому количеству посещающих их людей.
Обычай пожертвований на храм берет свое начало еще со времен Ветхого Завета. Согласно Закону Моисееву все евреи должны были жертвовать десятину, то есть десятую часть своего дохода, на содержание ветхозаветного храма. В свою очередь десятая часть из собранного на храм шла на содержание ветхозаветных священников (Числ. 18:21–24). Такой вид пожертвования называется десятина. Первым, кто пожертвовал десятину был патриарх Аараам (Быт.14:20).
Из Евангелия мы с вами знаем, что Господь Иисус Христос изгнал из храма продающих и покупающих, то есть тех, кто наживался на продаже жертвенных животных и размене священных сиклей на римские динарии: «Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул» (Марк.11:15) Вот как комментирует это место святой Феофилакт Болгарский: «Будем же молиться, чтобы и нам не быть изгнанным из церкви! Ибо многие ходят и в нашу церковь для того, чтобы продавать доброе и покупать худое. ... Равным образом продает голубя своего и тот, кто продает диаволу благодать и чистоту, полученную в крещении. За то он и изгоняется вон из Церкви».Однако этот поступок Господа вовсе не означает, что Господь Иисус Христос отменил пожертвования в Церкви. Напротив, мы знаем, что Он одобрил поступок бедной вдовы, пожертвовавшей на храм все что у нее было: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Марк.12:41-44). Отсюда мы видим, что пожертвование на храм, если совершается с усердием и любовью к Богу, то является делом богоугодным и спасительным.
Из Евангелия мы также знаем, что Сам Господь пожертвовал на храм сатир, чудесно найденный апостолами в рыбе по повелению Христа (Мф.17:24-27). Монета сатир — это две монеты дидрахмы. Таким образом пожертвование было дано по повелению Христа дидрахм за Него и дидрахм за апостолов. Господь здесь как и во многих других случаях показал нам пример как нужно поступать, хотя как Сын Божий мог и не совершать никаких пожертвований.
В общине первых христиан существовал обычай, когда все верующие при вступлении в общину жертвовали все свое имущество: «Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:34-35). Из книги Деяний мы знаем случай с Ананией и Сапфирой, которые пожертвовали только часть своего имущества и солгали Церкви, что пожертвовали все, за что были наказаны смертью (Деяния 5 глава). Отсюда видно, что пожертвования в церковную общину — не самая последняя темя в христианской жизни. Сейчас никто не требует при вступлении в Церковь приносить все свое имущество в общину.. В последствии сбором пожертвований для иерусалимской общины занимался сам Апостол Павел: «Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут» (1Кор.16:3,4)6.
С древности в христианстве существовало много практик сбора пожертвований. До нас дошли десятина и пожертвование при совершении треб. Десятина сейчас практикуется в протестантизме, в Православии - пожертвования при требах. Однако и в древности на Руси практиковалась десятина в некоторых княжествах.
Для чего Церкви нужны деньги? Для оплаты коммунальных услуг, оплаты труда работников храма — уборщиц, лавочниц, охранников и т. д.., а также для для содержания священнослужителей.
Если вы думаете, что государство содержит Церковь, то заблуждаетесь. Современное Российское государство является светским и по Конституции не обязано содержать какую-либо религию из государственного бюджета. Напротив, храмы обязаны по закону платить налоги в государственный бюджет.
Все, что в Священном Писании говорится о милостыне относится и к пожертвованию на храм. Здесь нуждающимся является храм Божий и те, кто в нем трудится. А если так, то пожертвование на храм это благоугодное и спасительное дело, которое вернется дающему стократ в Царстве Небесном: «Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу, даешь деньги, и берешь грехов разрешение, доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9); а главное из всех благ — то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой» (свт. Иоанн Златоуст).
священник Валерий Варнашов
О пожертвованиях и деньгах в церкви
7 октября 20197 окт 2019
1926
5 мин
23