Найти тему

«Это репетиторы не вылечат»

Такие разные дети - такие же разные нужны подходы, чтобы увлечь их сложными задачами.
Такие разные дети - такие же разные нужны подходы, чтобы увлечь их сложными задачами.
Чем можем обернуться поступление в физ-мат школу способного, но немотивированного ребенка, когда у родителей изначально были неверные ожидания.

Когда родители подталкивают ребенка в поступить в математический класс, у них большие надежды: он научится решать трудные задачи, будет лучше разбираться в физике и математике, станет призером городских и региональных олимпиад. Ведь на то и рассчитаны все специализированные классы.

Фраза, с которой началась статья, была адресована одной маме, которая записала ребенка в математический класс. Несмотря на старания, он не справлялся со всеми задачами, не поспевал за одноклассниками.

Мама считала, что физ-мат школа для того и создана, чтобы дети учились, углубляли и расширяли знания — да и просто влюблялись в математику. А в итоге оказалось, что в школе они только задачи посложнее решали, а вся учебная рутина от школьной отличалась только повышенной сложностью. Сочинять, изобретать в школе не научат. Учителя не имеют должной квалификации.

Понятное дело, что в таких условиях не то, что не влюбиться в математику, так и мотивации учить её никакой не будет. Смысл идти в специализированную школу, если она только количество задач увеличивает, но не знания?

Чтобы математику было интересно изучать, нужно её полюбить и понять, как она устроена. А чтобы полюбить — нужно увидеть все её разнообразие и потенциал.

Какой формат вам ближе по духу?

1) Высокий темп изучения математики, решение трудных задач, усложненное домашнее задание. Все это присуще физ-мат школе.

2) Выбор сложности задач, переход с простейшего к сложнейшему, сочинение задач, наглядность, смена роли от исполнителя (обыкновенного решения задач) к стратегу.

Лишь небольшие, казалось бы, «косметические» изменения, как занятие полностью преображается, а его ценность — в сотни раз усиливается за счет заинтересованности ребенка! В комфортных условиях ребенку легче адаптироваться под быстрый темп и расширенную программу по математике. Он сам захочет её изучать, сам попросит задачу посложнее!

Вновь вернемся к той злополучной фразе, что сказали маме ученика, и покажем ее полностью: «У него проблема в том, что он не привык заниматься самостоятельно. Самостоятельно искать решение, набивать шишки и начинать снова и снова. Это никакими репетиторами не лечится».

Главная педагогическая задача - научить ребенка самостоятельно искать идею решения. И этот процесс должен быть эмоциональным и радостным.
Главная педагогическая задача - научить ребенка самостоятельно искать идею решения. И этот процесс должен быть эмоциональным и радостным.

Хотим особенно обратить внимание на фразу «не привык заниматься самостоятельно» и на характер, который проявляется в умении не сдаваться, а снова пробовать. Без этих качеств учеба в физ-мат классе будет даваться ребенку с трудом. И виной тому изначально неверный подход к пониманию того, что такое обучение математике. Не секрет, что вполне нормальным считается натаскивание ребенка на умение решать определенные типы задач для поступления.

Но, к сожалению, если сам процесс обучения ребенка был построен как тренировка навыка решения определенных типов задач и упущена возможность развивать самостоятельный поиск идеи решения, умение пробовать свои варианты, анализировать ошибки, то результатом будет выученная беспомощность ребенка. Увы, способностей мало, их нужно подкреплять характером.

Помимо характера нужно развивать мотивацию под которой мы тут имеем ввиду интерес ребенка. Именно он помогает преодолевать трудности, ступор перед новыми задачами. Интерес в обучении математике можно и нужно подкреплять сочинением задач, логическими играми, обсуждением условий и другими неожиданными для детей подходами. С такой многофакторной задачей, скорее всего не справится репетитор или родитель. Так что учитель физ-мат школы прав, когда говорит, что «это никакими репетиторами не лечится».

Причина неспособности репетиторов, родителей сформировать характер и мотивацию в том, что потребуется соединить очень много элементов для ребенка, чтобы решить эту задачу. Тут нужна хорошая интеллектуальная среда, где ребенок почувствует компанию единомышленников. Творческий подход, когда ребенок «не узнает» задачу. Задачи с изюминкой с неопределенными условиями для обсуждения и поиска идей. И, самое сложное - полюбить новые незнакомые задачи и научиться действовать, а не впадать в ступор.

На тренировке с помощью специальных упражнений у детей формируется навык преодолевать трудности и осваивать новое. Это важно, потому что в обычной жизни даже взрослые впадают в ступор перед незнакомыми задачами.
На тренировке с помощью специальных упражнений у детей формируется навык преодолевать трудности и осваивать новое. Это важно, потому что в обычной жизни даже взрослые впадают в ступор перед незнакомыми задачами.

Однако, эти качества отлично развивает спорт. Заметим только, что не спортивная секция, а определенный подход и упражнения, направленные на развитие освоение новых навыков. Когда мы добавили в программу подготовки юных математиков специальные игровые тренировки, у ребят стал проявляться характер и уверенность. Именно с этого и стоит начинать обучение математике способных ребят, у которых характер и мотивация еще не сформированы. И, поверьте, таких способных детей, которые могут дотянуться до сложных математических задач, но им просто не хватает характера и интереса большинство!

А если вдруг вы решили, что ваш ребенок «гуманитарий», то такой подход может изменить его жизнь Можно ли ожидать такого подхода от физ-мат школы? Реализовать это в физ-мат школе могут только отдельные уникальные педагоги.

В Матклассе пошли другим путем. Педагогов, которые могут воплотить все мечты родителей готовят по специальной программе. Такие преподаватели сочетают в себе разносторонние интересы, умение увлечь ребенка, помочь пройти путь от «не понимаю» до «дайте мне задачу посложнее» с творческим подходом. Среди таких педагогов есть математики, которые при этом увлечены биологией, музыкой или изобретатели. Это другая модель понимания разносторонности развития ребенка и его умения мыслить. Она позволяет добиться более интересных результатов, чем занятия с репетитором, который ничего кроме преподавания математики не умеет.

Математика — это просто инструмент. На него можно опираться, чтобы учить детей нестандартному мышлению, решать любые задачи в жизни.

Мы не заявляем: «Физ-мат — это ужасно!». Ни в коем случае. Но в таком классе хорошо учиться уже детям, которые готовы работать, подготовленным, умеющим преодолевать трудности, нацеленным на результат. Ведь по сути, на физ-мате абсолютно такая же программа, только она подана в более сложном формате. Иначе ребенок столкнется с еще большими трудностями, которые могли быть в обычной школе и математика будет перечеркнута для него на долгие годы.

А если ваш ребенок творческий, проявляет себя в разных направлениях и его надо увлечь, заинтересовать, поддержать способности сложными задачами, преподнести новые задачи неожиданно и с интересом, то ему нужен совершенно другой подход.

Математика как культурный код необходима каждому человеку. Придумывать истории о том, что «есть особый сорт мозгов» могут только те, кто не умеют учить детей и не хотят шире посмотреть на то, от чего зависят способности ребенка и как по-разному они могут проявляться. Но очень важно не упустить шанс в детстве и открыть ребенку дверь в мир сложных математических задач с неожиданной и красивой стороны. Потому что любая проблема в жизни - это задача.

Попробуйте по-другому!

Согласны вы или нет с тем, что репетиторы не решают задачу развития характера, главное расширить для ребенка пространство выбора. Потому что с расширением выбора увеличиваются шансы на успех ребенка в математике.