Часто бывает так, что после клиентской истории я ощущаю мощное, непробиваемое бессилие. Как будто решения нет. "Шэф, усё пропало".
Главное - не включаться в это замечательное чувство, не погружаться в него с ушами.
Но и не игнорировать.
Вам знакомо состояние жертвы или заложницы обстоятельств?
Пока вы живы, выход есть
Самый частый вариант, как люди становятся жертвой обстоятельств, – это невозможность смириться с тем, что есть.
Фактически человек УЖЕ пережил сложное событие:
- развод;
- насилие;
- потерю чего-либо;
- рождение незапланированного ребенка;
- карьерный крах.
Прямо сейчас он жив, этот человек. Но последствием такого события становится безвыходность.
Принять то, что случилось, очень сложно. Но "отмотать назад" уже не получится.
Старый анекдот
Я иногда вспоминаю старинный анекдот времен Союза: "Одной ногой мы стоим в нашем прошлом... второй шагнули в светлое будущее... А настоящее у нас сами знаете где"
В такой же ситуации "зависания над пропастью" находится человек-жертва обстоятельств.
Как выйти из жертвы?
1. Проговорить то, что с вами случилось. С небезразличным человеком. Без оценок.
2. Понять, что именно изменилось.
3. Принять изменения и прикинуть примерный план на будущее – но с учетом новых обстоятельств.
Пример
Если женщина развелась, схема примерно такая:
- рассказать, о чем она переживала, какие действия предприняла, чтобы прийти в точку "развод свершился" (так называемый дебрифинг);
- очертить изменения (финансы, с кем живет, какая у нее теперь ответственность);
- прикинуть, что именно нужно сделать (попросить маму сидеть с внуком на выходных, договориться с подругой про будни, экономить, как спокойно разговаривать с бывшим мужем про сына, + эта история надолго - на десять лет и так далее, отношения заводить в ближайшие полгода-год вообще не стоит...)
Все решаемо, если понять, в каких условиях вы находитесь и каковы ваши реальные возможности.
Все решаемо, пока вы живы.