Мне всю жизнь везло с учителями. И до сих пор везёт. Эта статья не об искусстве, но о тех, кто учил меня возвращать к жизни давно мёртвых классиков и вдыхать жизнь в их произведения. Про трёх (на самом деле их больше) учителей, которые дали мне намного больше, чем знание их предмета.
1. Живая литература
Миниатюрная и смешливая Татьяна Александровна Малюта преподаёт уже 32 года, и она — учитель от Бога. На её уроках литературы мы спорили о судьбах героев и позиции автора так, как сегодня в фейсбуке спорят о глобальном потеплении и московских митингах. Горячо, в общем. Как о чём-то жизненно важном. Для нас это так и было.
Классе в восьмом директриса внезапно устроила проверку скорости чтения и отчитала меня: худшие показатели! на уровне первоклашек! ты роняешь рейтинг школы! Татьяна Александровна сказала: "Даже не думай об этом! В отличие от большинства ровесников ты читаешь! Какая разница, насколько быстро, если ты живёшь книгами, читая вдумчиво и с душой?"
2. Живая Москва
Евгений Владимирович Маркелов в той же школе (а я поучилась в четырёх) преподавал москвоведение и вёл уютный кружок для любителей старины. Мы приходили к нему в кабинет после уроков, лакомились чаем, слушали истории о том, как он пробирался на стройку какого-нибудь торгового центра и, зачерпывая землю пригоршнями, доставал из неё подсвечники и другие предметы прямиком из 18 века, а то и раньше...
Эти находки украшали книжные полки, ходили по рукам и оживляли историю Москвы, делали её буквально осязаемой. Потом Маркелов ушёл строить уже легендарную школу Интеллектуал и увёл за собой лучших педагогов и Татьяну Александровну, конечно, тоже. Она и сегодня преподаёт там и ставит со своими учениками спектакли по русской классике. Евгения Владимировича в 2010 году унёс сердечный приступ. Ему было 48 лет.
3. Живая история
Журфак МГУ не подарил мне призвание — я быстро поняла, что не буду журналистом, — но подарил друзей и Учителя. Григорий Владимирович Прутцков принимал у нас экзамен на даче, в хорошую погоду проводил семинары, вышагивая у памятника Ломоносову в короне из одуванчиков, коллекционировал антикварные газеты и приносил их на пары. (Хотя почему я говорю в прошедшем времени? Нынешние студенты, уверена, расскажут о нём то же самое!)
Это ни с чем не сравнимая магия — листать газеты из России 17 года или Германии 38-го, когда именно этот период проходишь по истории мировой журналистики. Или для усвоения приёмов античной риторики устраивать суд над Еленой Троянской (я была на стороне обвинения и победила!). Да и просто слушать вдохновлённого, воодушевлённого, (само)ироничного Григория Владимировича, который — это очевидно — любит свою работу, своих студентов и свой предмет.
Профессиональный праздник давно прошёл, но благодарность любимым учителям всегда уместна, согласны? Не знаю, кстати, насколько гордое #яучитель применимо ко мне: я пять лет веду лекции об искусстве, но не в школах или институтах, а в частных лекториях. Так что, наверное, не считается.
Читайте также:
- За что нацисты сжигали сказки про Бемби?
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!