Найти в Дзене
Clio: История

Женщины у власти, часть V: и снова об исторической картине

Главной целью Марии оставалось восстановление папской супрематии. С этой задачей была напрямую связана реституция церковных земель, отобранных у церквей и монастырей после разрыва Генриха VIII и Рима в 1534 году. По словам испанского посла Ренара, в Англии «католики имеют больше верховной собственности, чем еретики» - следовательно, реституция бывшей монастырской собственности могла привести к мощнейшему антиправительственному выступлению с участием и католиков, и протестантов. На втором парламенте Марии Тюдор, проведенном в апреле 1554 года, закон "о восстановлении статутов против ересей и ошибочных проповедей" был одобрен палатой общин и провален палатой лордов. Член Тайного совета Пейджет, получивший огромные земельные владения во время Реформации, усмотрел в этом законе покушение на права светских землевладельцев секуляризованных земель. В верхней палате он прямо заявил, что это будет означать «лишение церковной собственности, находящейся в их, лордов, руках», так как даст еписко
Кровавая Мэри Тюдор
Кровавая Мэри Тюдор

Главной целью Марии оставалось восстановление папской супрематии. С этой задачей была напрямую связана реституция церковных земель, отобранных у церквей и монастырей после разрыва Генриха VIII и Рима в 1534 году. По словам испанского посла Ренара, в Англии «католики имеют больше верховной собственности, чем еретики» - следовательно, реституция бывшей монастырской собственности могла привести к мощнейшему антиправительственному выступлению с участием и католиков, и протестантов. На втором парламенте Марии Тюдор, проведенном в апреле 1554 года, закон "о восстановлении статутов против ересей и ошибочных проповедей" был одобрен палатой общин и провален палатой лордов. Член Тайного совета Пейджет, получивший огромные земельные владения во время Реформации, усмотрел в этом законе покушение на права светских землевладельцев секуляризованных земель. В верхней палате он прямо заявил, что это будет означать «лишение церковной собственности, находящейся в их, лордов, руках», так как даст епископам возможность вернуть церковные земли, преследуя их владельцев за ересь. Этот случай продемонстрировал, что вернуть Англию в лоно католицизма получится, только отказавшись от намерения реституировать секуляризованные земли.

В июле 1554 года Мария и Филипп обвенчались в Вестминстерском аббатстве, окончательно скрепив англо-испанский союз, а в октябре 1554 года был созван новый, третий парламент королевы Марии. 20 декабря монархиня внесла на обсуждение законопроект об отмене статутов против супрематии папы. Однако Мария снова столкнулась с сильным сопротивлением - после первого же чтения законопроекта в палате лордов владельцы бывшей церковной собственности потребовали включить в этот акт разрешение владеть секуляризованными землями. Королеве пришлось идти на уступки. Таким образом, 3 января 1555 года был принят «Акт об отмене всех статутов, статей и мер предосторожности, принятых против римского апостольского престола с 22-го года правления короля Генриха VIII; а также о подтверждении прав на все духовные и церковные и наследственное имущество, переданные светским лицам». Первая часть закона восстанавливала папскую супрематию, а вторая подтверждала права светских лиц распоряжаться секуляризованными землями. С большой неохотой папа Павел IV, приняв во внимания просьбы королевы не торопиться в таком важном деле, как восстановление католицизма, подтвердил решение парламента относительно сохранения светскими землевладельцами церковных земель. Таким образом, в конце 1554 - начале 1555 гг. в Англии было восстановлено папское главенство над церковью и со страны был снят интердикт. Таким образом, как мы видим, реставрационная деятельность Марии не была завершена, и Контрреформация, оказавшись не полной, вскоре потерпела поражение.

Мария все же не сдалась окончательно - сочтя предпринятые меры для восстановления своей религии в Англии недостаточными, в марте 1555 года монархиня вернула церкви земли, которые после секуляризации стали королевской собственностью, что ощутимо сократило доход короны. Велись работы по восстановлению монастырей - правда, по мнению исследовательницы Ольги Алексеевны Руденко, их масштаб был невелик. В октябре 1555 года четвертый парламент принял законопроект о восстановлении в пользу церкви десятой части годового дохода от каждого церковного бенефиция. Это стоило короне потери еще 25 тысяч фунтов стерлингов годового дохода, что привело к росту налогообложения. Это, а также страх за свои земли (реституция земель Марии заставляла английскую знать опасаться всеобщей реституции), не повышало популярности королевы и среди знати, и среди простого люда.

Сбылись опасения многих англичан по поводу англо-испанского союза. В работе О. А. Руденко "Англо-испанский союз 1554 г. и его крах" четко изложены последствия происпанской политики Марии. Наиболее катастрофическим последствием можно назвать вступление Англии под нажимом Филиппа II в войну с враждебной Испании Францией в 1557 году, которая окончилась для англичан весьма плачевно - потерей Кале, последнего континентального владения Англии. Вследствие войны ухудшалось и экономическое положение страны. Франция захватывала английские торговые суда, прекратилась торговля с ней и с профранцузски настроенной Шотландией, крупными торговыми партнерами Англии. Мария оказывала Филиппу огромную финансовую помощь, отчего рос долг короны - к моменту смерти королевы он составлял более 240 тыс. фунтов стерлингов. Ко всему прочему, англо-испанский союз не смог ослабить конкурентную борьбу этих двух государств в торговле.