Как помочь сотруднику пройти адаптацию на новом рабочем месте? Всем известен этот малоприятный процесс, сопряжённый со стрессом и разочарованием от несоответствия реальности с желаемым. Также всем руководителям и hr-менеджерам известно, что львиная доля новых сотрудников увольняется как раз из-за того, что процесс адаптации где-то пошёл неправильно.
Так что же делать и о чём нужно знать, чтобы вливание новичков в коллектив и рабочую среду не только проходило успешно, но и не растягивалось на многие месяцы? Стоит упомянуть, что всё это напрямую зависит от руководства и эйчаров. Именно их усилиями новый человек познаёт корпоративную культуру вместе с должностными обязанностями. Поэтому давайте подробно разберёмся, какого именно подхода стоит придерживаться, чтобы избежать неудач.
Новичок в любом случае перед первым рабочим днём и во время его будет испытывать сильный стресс – с этим сделать ничего нельзя, но если вы претворите в жизнь следующий простой список, то уровень стресса удастся снизить:
1. В обязательно порядке подготовьте рабочее место для нового сотрудника и убедитесь, что у него будут все ресурсы для комфортного процесса деятельности (программное обеспечение, канцелярия и т.д.)
2. Убедитесь, что должностная инструкция полностью соответствует текущему времени; составьте руководство по работе, включающее в себе всю основную информацию о компании, а также контактные телефоны коллег, которые смогут ответить на дополнительные вопросы.
3. В равной степени необходимо оповестить коллектив о прибытии нового сотрудника, и вместе с этим назначить «патрона» для него.
4. Подготовьте все необходимые информационные файлы, пропуска и распорядительные документы, чтобы не возникало неудобных проволочек в первый день, которые обязательно скажутся на впечатлении новичка.
5. И финальное: не назначайте первым рабочим днём тот, который обязательно будет нагружен большим объёмом работы или встречами. Это поможет вовремя исправить проблемы при их появлении, не тормозя и не отвлекая при этом участников коллектива.
Итак, теперь, когда этот перечень выполнен, и вы в полной мере показали новому сотруднику, что компания в нём заинтересована, ему остаётся только завершить первую из трёх стадий адаптации – onboarding -посредством ознакомления с основными правилами.
Теперь мы сразу переходим к следующему этапу. Induction включает в себя введение в должность. То есть экскурсию по офису, объяснение основ работы с инструментами компании, вроде Jira или Confluence, знакомство с коллективом.
И всё-таки не стоит обманываться, что подготовленное место и инструкция – это всё, что могут отдать руководитель и hr. Первая неделя самая важная в плане адаптации, и во время неё, а также следующего месяца или двух и руководитель, и менеджер должны сопровождать новичка. Личное представление коллективу с подчёркиванием заслуг на предыдущем месте работы – весьма действенный приём, однако им всё не ограничивается. Несмотря на то, что новый сотрудник может не признаться в недопонимании или трудностях, это вовсе не означает, что их нет. Здесь поможет выделенный наставник и заранее оговорённые области, в которых руководитель может содействовать. Также не забываем о необходимости посвящения работника в тонкости рабочего графика, расписания отпусков с обедами, корпоративных традиций или тимбилдинга. Такой рассказ поможет человеку составить корректное мнение о среде, в которую он пришёл.
Теперь остается лишь третий этап – adaptation. Несмотря на то, что он является заключительным, его продолжительность может растягиваться, поскольку охватывается большое количество областей, в которых новый сотрудник претерпевает изменения.
Как именно новичок подстраивается под компанию?
1. Профессиональная адаптация подразумевает привыкание к процессам работы, которые разнятся в каждой компании.
2. Психологическая адаптация помогает новичку примериться ко всему новому, что его окружает, а также снизить стресс.
3. Социальная адаптация говорит о том, насколько новый сотрудник сблизился с коллективом и примерил их ценности на себя.
4. Физическая адаптация затрагивает привыкание не только к расположению офиса, но и к организации собственного рабочего места, в том числе к освещению.
5. Наконец, культурная адаптация. На наш взгляд это самый важный пункт, поскольку без него вероятность того, что сотрудник останется, мала. Принятие правил компании и разделение её стремлений окончательно вовлекает новичка в процесс работы и закрепляет его заинтересованность.
На протяжении всего подстраивания под новую систему сотрудник не должен оставаться один. Всегда должен быть кто-то, кто ответит на вопросы, а также закрепит первые результаты. Личные встречи с руководителем помогут определять задачи на будущие периоды.
Следите за тем, чтобы новичок не подвергся так называемому моббингу – давлению со стороны коллектива. Вовремя разрешайте возможные конфликты и проявляйте внимание.
Если третий этап завершён успешно, то можем смело вас поздравить: вы помогли новому сотруднику влиться в компанию, оставив за бортом стресс и неуверенность. Главное не забывайте, что процесс адаптации требует кропотливости, заинтересованности и простоты там, где она необходима.