Шестидесятые годы, начиная с 1958 года, радикально изменили панораму итальянского общества не только на экономическом уровне, но и массовой культуры, аспектом и уликой которого является популярная музыка. В результате появления новой музыкальной моды, импортированной из Америки, но переработанной оригинальным образом, молодежь ворвалась в мир песен как в качестве потребителей музыки, так и в качестве исполнителей. Молодежь сейчас как отдельная группа от взрослого мира, что является беспрецедентным социальным и антропологическим явлением. Мелодическая традиция "итальянской песни" была революционизирована, и она смогла принять вызов, и музыкальные тенденции и мода умножились.
ЗАМЕТКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Нижеследующий текст предназначен для учащихся, предоставляется непосредственно им или разъясняется учителем.
Цель - войти в атмосферу шестидесятых, с точки зрения - популярной музыки, в Италии называемой "легкой", короче говоря - "песнями", то есть вовлечь студентов эмоционально, вызывая у них эмпатию. То, что преподавание истории должно вестись не только в контексте политических событий, но и в контексте крупных коллективных трагедий - от войн до геноцидов, - разделяется словами здравого смысла, однако практика его применения не столь очевидна.
Как использовать текст в классе?
Что касается связей с программой по истории, то все зависит от двух противоположных вариантов выбора для учителя:
- проводить ли ее после 1960-х годов в качестве углубленного исследования и в данном случае пытаться заставить учащихся извлечь эти связи;
- или проводить ее в качестве первоначального стимула, прежде чем обращаться к истории тех лет, о которых говорится в учебнике.
Первоначально, текст поддается очень быстрому восприятию: фронтальному уроку или непосредственному чтению самими учащимися, с помощью прослушивания различного количества песен и с помощью вопросов, которые учитель сочтет наиболее подходящими для того, чтобы добиться коллективного погружения.
Каким дидактическим маршрутом?
Я думаю, что мы можем выдвигать гипотезы о разных, и я ограничусь теми, которые пришли мне в голову.
Четыре маршрута
Одна из возможностей состоит в том, чтобы заставить студентов "сжать" различия в культурном климате между 50-ми и 60-ми годами, вытекающие из прослушанных песен, а затем связать эти различия с теми, которые были получены в результате изучения двух десятилетий. В этой связи я хотела бы остановиться на макро-периодизации итальянской истории от послевоенного периода до настоящего предложения в начале статьи, в котором подчеркивается, что в начале 1960-х годов произошел, возможно, самый важный поворотный момент в истории страны: начало модернизации, превращение Италии в городское индустриальное общество, хотя и весьма неоднородное из-за ее глубоких территориальных различий.
Другой путь, который в любом случае побуждает студентов искать, думать, рассуждать и сравнивать себя с тем, как работать в группе, может заключаться в создании гипотетического хит-парада шестидесятых, с предупреждением, однако, чтобы включить песни, представляющие многие направления, которые были разработаны и переплетены в то десятилетие, то есть:
- "пляжные" песни;
- танцевальные песни;
- песни подростков-идолов;
- песни, ориентированные на молодость;
- песни "крикунов" и мелодичные песни;
- песни иностранцев, которые пели на итальянском языке;
- песни "ансамблей";
- песни певцов-песенников;
- песни конкурсно-фестивальных исполнителей.
Если есть время, то вы можете сравнить в классе "рейтинги", построенные различными группами, среди которых класс разделен.
Другой путь является междисциплинарным с итальянским и направлен на творческое написание: вы можете попросить студентов попробовать сочинить песню на тему молодости сегодня, в 2019 году.
И, наконец, возможный маршрут весьма отличается от того, который был указан до сих пор, предлагается в подзаголовке этой статьи: "Когда Италия была страной молодежи и для молодых людей". Речь идет о скрытой, но горячей конфронтации, которая, по крайней мере с начала этого столетия, не является страной молодежи и для молодых людей и, как представляется, все меньше и меньше контрастирует с Италией. Отправной точкой для такого анализа, несомненно, должны стать демографические данные, представленные в таблице, но к этим другим данным может быть добавлен учитель или класс, которому настоятельно рекомендуется их искать.
Здесь я ограничусь перечислением наиболее важных аспектов этой проблемы:
- очень высокий процент безработицы среди молодежи в Италии;
- очень плохие перспективы трудоустройства в области исследований и последовавшая за этим трагедия "утечки умов" из страны.
Если мы хотим завершить этот путь размышлений, мы должны сосредоточиться на парадоксе страны, которая в настоящее время вынуждена рассматривать иммиграцию как свою главную проблему. Чтобы избежать слишком "депрессивного" воздействия на учащихся, этот путь размышлений можно было бы задать в позитивном ключе, начиная с вопроса: "Как Италия может вернуться в страну молодежи и молодых людей?
Уважаемые читатели, продолжение вы увидите в следующей статье