Для того, чтобы построить карьеру недостаточно быть компетентным в своей сфере деятельности и качественно исполнять обязанности! Очень важно также не совершать некоторые ошибки, которые могут тормозить карьеру. Давайте подробно разберем основные 10 ошибок:
1. Вы говорите «нет» проектам и различным предложениям – таким образом, вы теряете возможности. Вы отказываетесь от новых проектов, обязанностей, потому что:
· вам за них не платят;
· это должен делать Вася;
· у вас своих задач хватает;
· сколько можно на вас ездить...
Список можно продолжать бесконечно. А вы когда-нибудь думали о том, что делая новую задачу ХОРОШО, вы потенциально обращаете на себя внимание человека, от которого может зависеть ваше продвижение? Поэтому если уж вы так мечтаете сделать новый шаг в карьере, то подумайте о том не отказываетесь ли вы случайно от возможностей, списывая все на вышеперечисленные отговорки.
2. Вы считаете себя умнее руководителя и открыто это демонстрируете
Вот почему вы можете так думать:
· вы старше вашего начальника;
· вы дольше работаете в компании;
· вы более узкий эксперт, чем ваш руководитель;
· то, что он пытается внедрить, вы уже проходили, и был "не очень результат";
· все его заслуги — прямое следствие вашего труда ⠀
В общем-то, все основано на том, что люди очень любят приписывать достижения себе, а промахи другим. Но почему-то руководят ВАМИ, а не наоборот. Я не беру ситуацию, когда речь идёт о "политизированных компаниях", где собственник приводит своего человека. Это вообще не моя специфика, и я надеюсь, что в таких компаниях желания работать у вас нет. Но даже и в таком случае, как правило, собственник "не дурак", и подписывать приговор своему бизнесу, принимая на руководящий пост откровенного балбеса, ему совершенно не резон.
Я беру ситуацию в современных организациях, где повышения до руководителя основаны на годовых оценках и реальных заслугах по проектам, а приём на руководящую должность подлежит строгому отбору.
Как правило, в таких компаниях есть понимание, что:
· руководитель не обязан быть узким экспертом. Его задача как менеджера — окружить себя нужными людьми.
· заслуги руководителя и есть результат работы сотрудников, это нормально;
· если в прошлом были неудачные внедрения, не факт, что нельзя попробовать по-новому;
· ну а стаж и возраст не всегда является критерием оценки.
Так что концентрируясь на критике руководителя, вы оспариваете "неоспоримое" и направляете энергию немного не в то русло. Лучше думайте о том, как быть эффективней и профессиональней, и тогда шанс, что вас повысят, возрастёт в разы!
3. Вы хотите все и сразу, особенно когда вас только повышают, вам тут же нужно изменение зарплаты и много чего ещё). Особенно, когда вам светит значительное повышение. Чтобы стало ясно, о чем это я вообще, приоткрою вам немного занавес процесса:
· допустим, в компании вакантно место руководителя отдела. Всегда встаёт вопрос: хватает ли ресурсов изнутри или открываем внешний поиск
· вы никогда не руководили, но кто-то замечает в вас потенциал; этот кто-то может быть вашим непосредственным начальником, руководителем отдела персонала, другим руководителем.
· ⠀этот кто-то убеждает лиц, принимающих решение, попробовать вас рассмотреть.
· ⠀убеждать легко не в каждом случае, особенно если мнений много на ваш счёт, и они неоднозначны
· убеждать тем тяжелее, чем бОльше разница между уровнем предполагаемой ответственности и той, что есть сейчас
И вот со всеми все договорились, вас зовут на встречу и сообщают радостную новость: возможный претендент на должность — это ВЫ.⠀А в ответ вы: «Сначала повысьте мне оклад и измените договор».
И все. Что называется, приплыли. И в одночасье вы стали не таким прекрасным в глазах вот этих всех людей. А те, кто были против, подзуживают тех, кто убеждал: "ну мы же говорили!" А иногда вы продолжаете, что называется "качать права" и портите все окончательно.
Я видела неоднократно, как подобные истории нехорошо заканчивались для карьеры.
Так что, если вдруг вам поступило предложение о повышении, но "поэтапном", хорошо задумайтесь, стоит ли настаивать на глобальном изменении условий, пока вы ничего не доказали.
Вы никогда не знаете, сколько сил было потрачено на то, чтоб вам вообще что-либо предложили.
4. Вы позволяете проблеме длиться (не увольняете сотрудника, не получаете/не даете обратную связь, продолжаете эмоционально выгорать и т.д.). ⠀Здесь проще объяснить на примере: Вы — руководитель по продажам. У вас 5 сотрудников в команде. Один не выполняет план, но "хороший человек". Вы давали шанс неоднократно, и тем не менее вам жаль с ним расставаться. В итоге результаты проседают, и это отражается уже на ВАС. И если позволить этой проблеме длиться, то итог, я думаю, известен. Так зачем давать проблеме длиться?
5. Вы оттягиваете выполнение задач, поставленных руководителем, считая приоритетным что-то другое. На это у вас обычно веские причины:
· другие "срочные" дела
· эта задача вас не вдохновляет
· вы не знаете, как делать
· вы не поняли задачу до конца
· вас параллельно нагрузили другими "важными" делами
· вы думаете, он забудет
Но только это не изменит сложившегося мнения о вас) Поэтому не портите себе карьеру! Делайте задачи от ПРЯМОГО руководителя вперёд других.
6. Вы не готовитесь к собраниям/совещаниям, особенно если на них присутствуют потенциально полезные для продвижения в карьере люди. Причем это касается двух ролей: как начальника- организатора собрания, так и сотрудника, его участника. Почему это влияет на карьеру?
⠀Если вы руководитель, то из-за вашей "недоподготовки" собрание будет менее эффективным, и может иногда демотивировать сотрудников. Последствия не нужно объяснять...
Если вы сотрудник, то лишаете себя возможности показать себя "во всей красе".
Я встречала разное. В том числе собрания по 5 часов с эффективностью под ноль процентов, или так называемые "прозаседавшиеся". И убеждена, что это результат недоподготовки со стороны организатора, который иногда считает, что готовиться необходимо всем, кроме одного него, а также результат недоподготовки учасников.
7. Вы боитесь окружать себя сильными людьми, и нанимаете себе в команду лишь слабых. Ошибка относится к руководителям.
Казалось бы, чего же проще: найди себе талантливых сотрудников в команду, мотивируй и подчёркивай их достижения, и они обязательно приведут тебя к успеху. Но нет! Я знаю, что во многих сидит червь — а вдруг он займёт мое "насиженное" место? Говорю вам смело, что если и займёт, то только потому, что сами вы продвинетесь на шаг вперёд. Но, конечно, все это работает при следующих условиях:
· вы не боитесь признавать, что в некоторых областях сотрудник равен вам или, может быть, сильнее
· вы готовы таких сотрудников пиарить
· вы готовы к тому, что таких сотрудников вам надо будет в чем-то убеждать, ведь они совершенно точно не боятся с вами спорить
· вы чем-то вы для них авторитет, и они вас уважают/ценят/видят выгоду работы с вами.
⠀Так что окружайте себя сильными людьми, признавайте их добавленную стоимость, разговаривайте с ними практически на-равных, и конечно, двигайте! А результат превзойдёт все ваши ожидания!
8. Вы переносите ответственность (всегда виноват кто-то другой), ищите оправдания. Такое поведение может быть результатом трех причин:
· слишком авторитарная культура - это когда шаг влево-вправо, и «расстрел». Если в компании нет никакого права на ошибку, а любое отклонение является предметом публичных обсуждений, то у сотрудников появляется рефлекс — обвинить кого-нибудь ещё, чтобы самому не оказаться «под раздачей»
· в целом, в компании с культурой все ок, но конкретно ваш руководитель плохо реагирует на совершенные ошибки и постоянно ищет виноватого.
· ваша личная сложившаяся негативная привычка
Запомните, что поведение в стиле «переносить ответственность» к карьере не ведёт.
Ведь на руководящих должностях любят тех, кто ответственность, наоборот, принимает.
Что с этим делать? В первом случае, скорее уходить. Во втором — попробовать в ответ руководителю сказать: «я не увидел, пропустил, постараюсь вскорости исправить». В третьем — менять привычку. Делать в срок, если чего-то не дождались — поторопить, в общем, действовать активно, делать все от себя зависящее
9. Вы считаете, что ваша карьера зависит от начальника. Это ОН:
· вас не повышает
· не видит вашей ценности
· мало хвалит
· не даёт возможность развиваться
⠀Но я хочу сказать, что этот пункт возвращает нас к ошибке номер 8! Поэтому прежде чем винить начальника, подумайте о том, а все ли вы сделали, чтобы руководитель увидел/понял, что вы приносите так называемую добавленную стоимость?
10. Вы плохо расстаетесь с руководством.⠀Вы, конечно, не обязаны ни объяснять, ни хорошо по-человечески прощаться, но вот карьере это может повредить.
Особенно актуально для:
· высокого и среднего уровня позиций
· узкоспециализированных направлений
· любой сферы, где «все друг друга знают»
Есть 3 процесса, которые в будущем вам могут помешать:
· сбор рекомендаций
· проверка службой безопасности
· потенциальное общение бывшего и нового руководителя. А вдруг?
В общем, как бы тяжело вам не было, и чтобы работодатель вам не сделал, советую собрать все силы, и расстаться хорошо.
А вы совершали карьерные ошибки? К чему это привело?