С романом Чернышевского "Что делать?" у меня связана целая история. С неё и начну.
Конец 9 класса. Урок литературы. Нам диктуют список литературы на 10 класс. Война и мир, Преступление и наказание, Отцы и дети... Книги Чернышевского в этой теплой компании не оказалось.
10 класс. Октябрь. Мы проходим роман Чернышевского "Что делать?". Что делать, я его не читала, в списке же не было, я вообще думала, что его убрали из школьной программы...
Но нет, Чернышевскому теперь отведена пара часов для обзорного изучения. Моя учительница дала письменное задание по "Что делать?" со словами "Весь можете не читать, но в кратком обязательно. Сама в вашем возрасте чуть не приснула с Верой Павловной, ну очень длинный и скучный роман".
В моей голове сработал обратный механизм. Когда тебе говорят не делать чего-то (особенно когда запрещают), тебе непременно хочется сделать это. В интернет-пространстве я часто встречала мнение, что "Обломов" и "Мертвые души" - наискучнейшие книги. Чтоб вы понимали, это мои любимые представители русской классики на данный момент. Так что "это скучная книга" для меня как красная тряпка для быка. Дров в огонь также подкинул интерес к самой личности Чернышевского.
Более того, я не представляю, как можно ограничиться кратким содержанием. Вру, представляю, конечно, но я так и не умею: краткое содержание - просто набор имен и событий. Анализы в интернете - уже лучше, но мне всегда важно иметь собственное представление о книге.
Кроме того, я была наслышана о "Что делать?" как о
- Одной из любимых книг Маяковского (вторая - "Отцы и дети", которых я люблю так же, как самого Маяковского. Кстати, по счастливой случайности фамилия одного из героев "Что делать?" тоже Кирсанов)
- Любимой книге Ленина (революционный дух!)
- Книге, написанной в тюрьме (Петропавловская крепость)
- Книге, в которой поднимается тема феминизма и равноправия
- Книге, в которой автор постоянно заигрывает с читателем
- А еще, главная героиня - женщина. Нетипично для русской классики 19 века.
Так во мне разгорелся мой литературно-олимпиадный азарт. Впереди было несколько выходных, давших моей авантюре жизнь. Я познакомилась с Чернышевским и его романом "Что делать?". Кстати, это первый случай, когда я читала русскую классику не залпом в июне, как это у меня обычно происходит, а в самое подходящее для неё время - осенью.
Впечатления
Это тот случай, когда больше нравится образ книги, а не сама книга - чтение было утомительным. У меня было нечто подобное с "Героем нашего времени". Послевкусие и осознание заложенного в книгу посыла сильнее, чем эмоции во время чтения.
Кажется, Чернышевский опережал время. Я не только про социальную утопию, где все "новые люди" равны и счастливы, но и про его стиль. Его литературные трюки напоминают мне постмодернистов. Эти постоянные обращения к "проницательному читателю": он говорит с нами на ты и даже унижает нас время от времени!
Отдельного внимания заслуживает композиционный выкрутас господина Чернышевского. Роман начинается с развязки событий - один из героев совершает самоубийство. Хороший ход: читатель остается заинтригованным. Только автор так открыто и заявляет: да, это хороший ход, я знаю, я тебя заинтриговал, я нарочно начал с эффектной сцены. На каждом шагу Чернышевский заботливо сообщает, что случится дальше (а я так ненавижу спойлеры!).
Чернышевский сразу заявляет, что художественного таланта у него нет, он рассказывает историю как она есть. По сути вся книга - это умелая пародия на любовный роман, в котором раскиданы революционные мысли автора (особенная концентрация его социалистических идей в снах Верочки). А любовный треугольник сделан для цензоров: и ведь получилось, роман пропустили в печать.
Тема феминизма меня тронула. Вера Павловна перечит родителям, не желая выходить замуж по расчету, открывает свою швейную мастерскую, не боится заявить своему мужу, что полюбила его друга, не перестает учиться и хочет стать медиком - неслыханная для 19 века дерзость!
Читали ли вы "Что делать?" Какие у вас остались впечатления?