Найти тему
Морская коллекция

Тяжелые крейсеры. Хозяин двора."Альмиранте Браун".

Аргентина в первой половине 20 века была одной из самых развитых стран мира,ее экономика входила в первую десятку. Военно-морской флот страны также занимал почетное 8 место в мировой табели о рангах и был самым многочисленным в Южной Америке.

Основу Armada de la República Argentina (ARA) к середине 20-х годов составляли уже известные нам два дредноута американской постройки-"Ривадавия" и "Морено" и 6 крейсеров(4 броненосных и 2 бронепалубных),постройки конца 19 века. С учетом появления в бразильском флоте более современных турбинных крейсеров, в 1926 Аргентина приняла программу обновления флота на 75 миллионов золотых песо.В том числе предполагалось построить 3 тяжелых крейсера.Хотя на заказ претендовали британские и американские фирмы,аргентинцы решили что лучшие крейсера можно найти только в Италии(кстати,не они одни так думали). Опять же был весьма удачный опыт начала века с броненосными крейсерами типа "Гарибальди". Контракт на 2450 тысяч ф.ст. на строительство двух крейсеров достался итальянской компании ОТО ( Odero-Terni-Orlando ). «Альмиранте Браун» обошёлся Аргентине в 1 123 тысячи фунтов стерлингов, « Вейнтисинко де Майо » в 1 225 тысяч. Третий крейсер аргентинцы собирались заказать чуть позже,когда финансовое положение улучшится. Но "великая депрессия" напротив лишила страну значительной части экспортных поступлений.Пришлось вместо третьего тяжелого крейсера ограничиться заказом в Англии легкого крейсера "Ла Архентина".

Всего было построено 2 единицы: «Альмиранте Браун» , «Вейнтисинко де Майо»("25 мая") . Строились они в Италии, стали первыми и последними тяжёлыми крейсерами Аргентины. В 1930—1940-х годах являлись наиболее мощными и современными крейсерами Латинской Америки. При этом никогда не участвовали в боевых действиях .

Названия корабли получили в честь национального героя и национального праздника страны .

Уильям Браун (англ. William Brown) или Гильермо Браун(исп. Guillermo Brown; 22 июня 1777 — 3 марта 1857) — один из участников Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке 1810—1826, национальный герой Аргентины. Отец-основатель аргентинского флота. По происхождению ирландец.
25 мая в Аргентине отмечают один из больших государственных праздников — День нации (Day of the Nation).Также этот день называют Днем майской революции (Revolution of May), подчеркивая таким образом, что в мае 1810 года революционным путем было создано первое независимое от Испании правительство страны.

«Альмиранте Браун» был назван в честь национального героя Аргентины и стал третьим аргентинским боевым кораблем с таким названием. Девизом крейсера стала цитата Брауна: «Пойти ко дну, но не сдать штандарт» ( Irse a pique antes que render) .

« Вейнтисинко де Майо » стал 11-м в истории аргентинского флота кораблём с таким названием, причём первым его носил флагман адмирала Брауна. Девиз корабля — «Клянёмся умереть со славой» ( Juremos con Gloria Morir).

Девизы обоим крейсерам были присвоены декретом №52- 380 от 29 ноября 1934 г. На кораблях девиз наносился бронзовыми буквами в передней части командно-дальномерного поста, стоявшего на боевой рубке. Эти надписи сохранялись до конца службы. Названия крейсеров сначала располагались на ахтерштевне под кормовым украшением, но в последующем были перенесены на борт в кормовой части, примерно в район расположения винтов.

Итальянский проект был разработан на основе итальянского крейсера "Тренто" ,первой серии итальянских вашингтонских крейсеров. Аргентинцы конечно не учли специфику проекта ,обусловленную особенностями средиземноморского театра военных действий-небольшая дальность,низкая мореходность и слабая прочность корпуса. С итальянскими тактическими замыслами- о боях на дальней дистанции и выбору условий боя благодаря высокой скорости- можно было и согласиться. Аргентинские крейсеры стали уменьшенной копией "Тренто",потеряв прежде всего в вооружении и скорости и бронировании.Внешне корабли сильно напоминали свои итальянские прототипы,чувствовалась "рука мастера". Хотя на аргентинских крейсерах дымовая труба была единственной.

Альмиранте Браун ARA Almirante Brown С-1 заложен 12 ноября( по др. данным 12 октября) 1927 года, спущен на воду 28 октября ( по др. данным 28 сентября) 1929 года, вступил в строй 18 июля 1931 года. В резерве с 1959. исключен из состава флота 27 июня 1961 года, 2 марта 1962 годап продан на слом в Италию.

Вейнтисинко де Майо ARA Veinticinco de Mayo С-2 (25 мая) заложен 29 декабря (по др. данным 14 или 29 ноября)1927 года , спущен на воду 11 августа 1929 года, вступил в строй 11 июля 1931 года , выведен в резерв в 1959 году , исключен из состава флота 24 марта 1960 года ,в 1962 году продан на слом в Италию.

Водоизмещение стандартное 6800 т, полное 9000 т. Длина 162,5 / 170,8 м.Ширина 17,82 м.Высота 33,5 м. Осадка 4,66 м. Бронирование пояс - 70 мм, палуба - 25 мм, башни - 50 мм, рубка - 65 мм. Двигатели- 2 ТЗА Parsons, 6 паровых котлов «yarrow», 85 000 л. с. Движитель- 2 винта.Скорость хода 32 узла .

Вооружение:

3 × 2 - 190-мм/52, 6 × 2 - 102-мм/45. Зенитная артиллерия- 6 × 1 - 40-мм/40. Минно-торпедное вооружение-2 × 3 - 533-мм ТА. Авиационная группа 1 катапульта, 2 самолёта.

В 1949 году на кораблях установили навигационный радиолокатор британского производства, типа 268. После Второй мировой войны были модернизировано ПВО. В 1947 году вместо совершенно устаревших автоматов «Виккерс-Терни» были установлены четыре спаренных 40-мм установки «Бофорс». К 1956 году безнадёжно устарели и универсальные 102-мм орудия. Их заменили на «Бофорсы», причём общее количество 40-мм автоматов достигло 20. Для управления их огнём были размещены ПУАЗО американского производства

-4

Крейсера типа «Альмиранте Браун» имели корпус полубачного типа с клиперным форштевнем и носовым бульбом. Корпус имел небольшой подъём к носовой части, полубак занимал более 70 %. Отношение длины к ширине составило 9,66. Вследствие низкого корпуса, машинно-котельные отделения доходили до верхней палубы, которая, в результате, оказалась единственной сплошной палубой крейсеров. Батарейная и жилая палубы фактически являлись платформами и прерывались отсеками энергетической установки. На большей части корпуса имелось двойное дно, переходившее в двойной борт.

Для архитектуры крейсеров были характерны функциональность и лаконичность. Доминирующими элементами силуэта стали носовая надстройка и массивная дымовая труба. Носовая надстройка включала в себя три яруса на которых размещались ходовой мостик, штурманская рубка и боевая рубка. Ходовой мостик был закрытого типа, с покатой крышей и остеклением и имел крылья, не доходившие до бортов. Находившаяся вверху боевая рубка была увенчана бронированным командно-дальномерным постом.

Кормовая надстройка была полутораярусной с кормовым мостиком и резервным пунктом управления огнём. В этой же надстройке располагалась хозяйственные помещения: камбуз, прачечная, баня. Крейсера несли по две треногие мачты, на площадках которых располагались дальномеры, прожекторы и сигнальное оборудование.

При номинальной мощности формулярная скорость составляла 32 узла. На испытаниях «Вейнтисинко де Майо» разогнался до 32,5 узлов при форсировании турбин до мощности 116 000 л.с. Движение обеспечивалось двумя трёхлопастными винтами, диаметром 4,06 м.

Поскольку аргентинские крейсера предназначались для операций в океане, конструкторы постарались обеспечить солидную дальность плавания. Топливо хранилось в носовых и кормовых цистернах, междудонном пространстве и отсеках двойного борта. Его общий запас составлял 1800 тонн, при максимальной загрузке — 2300 тонн. Этот показатель примерно соответствовал более крупным «Тренто», но заметно меньшая мощность турбин давала дальность 8030 миль при скорости 14 узлов. Некоторые источники дают цифру 7300 миль или 12 000 миль при той же скорости.

Броневая защита была подобна применённой на типе «Тренто». Её основой стал бортовой броневой пояс толщиной 70 мм- от барбета носовой башни главного калибра до барбета кормовой. Его длина составляла 108,5 м, высота — 2,6 м. При этом, при нормальном водоизмещении, под водой находилось лишь 0,6 м брони и 1 м при полном водоизмещении, что не давало надёжной защиты при попаданиях с недолётом. Выше главного пояса шёл 25-мм противоосколочный, высотой также 2,6 м. Он должен был защитить корабль от фугасных снарядов,вынудив противника использовать только бронебойные.

Главный броневой пояс замыкался траверсами, толщиной от 40 до 60 мм. Сверху на главный пояс накладывалась плоская 25-мм броневая палуба. Её толщина была совершенно недостаточной и не давала серьёзной защиты от снарядов на больших дистанциях. Башни главного калибра и барбеты башен защищались тонкой 50-мм броней со всех сторон. Боевая рубка, командно-дальномерный пост и коммуникационная труба между боевой рубкой и броневой палубой имели 65-мм бронирование. В целом, броневая защита примерно соответствовала стандартам первого поколения тяжёлых крейсеров и частично защищала лишь от огня лёгких крейсеров и эсминцев, совершенно не давая защиты от огня орудий, аналогичных собственным.

Хотя проект разрабатывался на базе типа «Тренто», установить на аргентинских крейсерах весьма массивные 203-мм орудия в достаточном количестве не представлялось возможным. Поэтому выбор пал на калибр 190 мм. 190-мм/52 орудия были разработаны итальянской компанией «Одеро-Терни» вскоре после окончания Первой мировой войны и представляли собой версию 190-мм/50 пушек MK.IV, производства британской компании «Виккерс», которыми вооружались первые в мире тяжёлые крейсера типа «Хокинс». Сведений об этом орудии сохранилось крайне мало, но итальянские историки предполагают, что данная артсистема была разработана для перспективных крейсеров итальянского флота, но оказалась невостребованной после заключения Вашингтонского морского договора 1922 года, установившего максимальный калибр крейсерской артиллерии в 203 мм. Эти пушки использовались только на аргентинских крейсерах.

Первоначально предполагалось вооружить крейсера девятью 190-мм орудиями в трёх трёхорудийных башнях. Однако уже предварительные расчеты показали, что это приведет к недопустимой перегрузке кораблей. Поэтому пришлось ограничиться шестью орудиями в трёх двухорудийных башнях. Орудия были чрезмерно форсированы,в соответствии с итальянской практикой той эпохи и износ ствола был высоким.. Начальная скорость снаряда составляла 959 м/с. Использовалось два типа снарядов: бронебойный, массой 90,9 кг и фугасный, массой 90,05 кг. Общий боекомплект достигал 120 снарядов на ствол. Максимальная дальность стрельбы при возвышении стволов 46° — 27 300 м.

Орудийные башни проектировались на основе башен крейсеров типа «Тренто». Башни вращались гидравлическим приводом и имели углы обстрела по 150° на каждый борт. Углы вертикальной наводки колебались от −7° до +45°, но заряжание орудий было возможно лишь при углах возвышения от 0° до +12°. Практическая скорострельность могла достигать 3,2 выстрелов в минуту. Орудия устанавливались, как и на прототипах в общей люльке, с расстоянием между осями стволов лишь 81 см, что по опыту итальянского флота должно было отрицательно сказаться на меткости стрельбы, за счёт взаимного влияния воздушных потоков от снарядов.

К середине 1920-х годов итальянский флот уже принял на вооружение 100-мм спаренную универсальную установку OTO Mod. 1924 системы Минизини. Однако, по неизвестным причинам, для аргентинских крейсеров предпочли разработать оригинальную спаренную установку, которая устанавливалась более ни на одном корабле. Новая артсистема, созданная конструкторами OTO, базировалась на 102-мм пушке «Шнейдер-Армстронг» образца 1918 года и производилась в Италии по лицензии компанией «Ансальдо».Для применения пушек по воздушным целям пришлось разработать новый станок, обеспечивавший подъём стволов на угол до +80. При этом, высота осей цапф достигла 2 м и для заряжающих пришлось сделать специальные площадки. Орудия стреляли снарядами массой 13,74 кг с начальной скоростью 850 м/с. Горизонтальная дальность достигала 15 000 м, скорострельность — 7 выстрелов в минуту, что являлось весьма скромным показателем для зенитного орудия. Шесть спаренных установок разместили по бортам, в средней части кораблей. Управление огнём велось с помощью трёх пятиметровых оптических дальномеров, два из которых размещались на фок-мачте, а третий на кормовой надстройке.

Лёгкий зенитный калибр был представлен 40-мм/40 автоматическими пушками «Виккерс-Терни» образца 1917 года. Шесть таких орудий размещалось у кормовой надстройки. Орудие представляло собой лицензионный вариант британского орудия Vickers QF 2 pounder Mark II , за характерный звук при стрельбе часто именуемое «Пом-пом». Система была принята на вооружение британского флота в 1915 году и до начала 1920-х годов бывшая наиболее распространённым лёгким зенитным орудием в мире. Конструктивно орудие представляло собой масштабно увеличенный пулемёт Максима. Оно имело простую конструкцию, ствол с водяным охлаждением и питание от матерчатых лент. Орудие устанавливалось на тумбу, располагало только ручным приводом наведения и комплектовалось простейшими прицельными приспособлениями. Начальная скорость разрывного снаряда массой 0,907 кг (2 фунта) была лишь 610 м/с, что обеспечивало весьма скромные показатели досягаемости, особенно по высоте. Техническая скорострельность составляла 200 выстрелов в минуту, практическая не превышала 90. Итальянская версия отличалась от оригинала лишь магазинным питанием вместо ленточного, что несколько повысило надежность подачи патронов. Цилиндрический магазин вмещал 50 патронов. К концу 1930-х годов этот автомат безнадёжно устарел.

Торпедное вооружение крейсеров было представлено двумя 533-мм трёхтрубными торпедными аппаратами, которые размещались на верхней палубе, перпендикулярно борту. Длина аппаратов не позволила поместить их симметрично и они располагались со смещением по отношению друг к другу. В борту были устроены специальные порты, через которые выдвигались трубы аппаратов. Они стреляли итальянскими торпедами SI образца 1925 года. Торпеда имела общую массу 1781 кг, несла 250 кг взрывчатого вещества и могла пройти 4000 м на скорость 42 узла, или 10 000 м на скорости 24 узла. Помимо торпед в самих аппаратах, имелось ещё по три запасных, хранившихся неподалёку.Поскольку аппараты не поворачивались, нацелить их можно было лишь установкой гироскопов или же целиться самим кораблем. Опыт боевых действий итальянских крейсеров, вооружённых подобным образом, показал, что применение таких способов является практически нереальным в морском бою.

Как и практически все крупные корабли межвоенного периода крейсера были вооружены гидросамолетами . Изначально размещение авиационного вооружения полностью повторяло тип «Тренто». Пневматическая катапульта размещалась в носовой части, перед башнями главного калибра, подпалубный ангар под ней. Для извлечения самолётов из ангара использовался съёмный кран, который в походном положении укладывался на палубу. Хотя теоретически подобное размещение оборудования представлялось выгодным с точки зрения удобства взлёта самолётов, практика показала, что эксплуатация носовой катапульты сопряжена со многими трудностями. Самолёт, установленный на катапульте, заливало водой, а сам он мешал стрельбе. В результате, к середине 1930-х годов, носовая катапульта была снята и заменена на обычную, поворотную, размещённую в средней части корабля.

Первоначально крейсера несли по два поплавковых биплана Vought V-65F Corsair американского производства. В 1937 году их заменили на закупленные в США самолёты-амфибии Grumman JF Duck. Однако эти машины не проходили в люки ангара и должны были постоянно размещаться на катапульте. Формально крейсера могли нести по два таких самолёта, но фактически имели лишь по одному.

Мореходность итальянских кораблей соответствовала требованиям Средиземного моря.Аргентинские крейсера также получили низкий борт-максимумом в 6,5 м. Однако для Южной Атлантики такой мореходности было недостаточно,в свежую погоду носовая часть крейсеров сильно заливалась водой, которая проникала в помещения под полубаком и в надстройки. Небольшая метацентрическая высота вызывала сильную бортовую качку. Ситуация особенно ухудшилась после модернизации, которая увеличила верхний вес. Таким образом, мореходные качества крейсеров типа «Альмиранте Браун» оказались весьма низкими и создавали серьёзные проблемы при океанских походах.

Экипаж первоначально насчитывал 600 человек. Размещение было традиционным для начала XX века. Офицеры располагали каютами в кормовой части кораблей, унтер-офицеры помещались в каютах в носовой части. Рядовой состав не имел ни кубриков, ни постоянных спальных мест и располагал лишь гамаками, которые подвешивались по всему кораблю и убирались на день в специальные шкафы. Такое размещение команды не отвечало стандартам межвоенного периода и выглядело анахронизмом на фоне ведущих флотов. Количество жилых помещений увеличилось после переноса катапульты на мидель, что дало возможность разместить часть команды в бывшем носовом ангаре. Однако к тому времени численность экипажа выросла до 780 человек и качество обитаемости осталось неудовлетворительной.

На обоих крейсерах аргентинский флаг был поднят 5 июля 1931,еще в Италии. "Альмиранте Браун" стал флагманом дивизии крейсеров. В дальнейшем крейсера участвовали в парадах,учениях,маневрах,наносили официальные визиты и перевозили высокопоставленных чиновников на конференции и переговоры.

Воевать им не пришлось.Из примечательных моментов в службе можно отметить-

"Альмиранте Браун" 3 октября 1941 в густом тумане врезался в эсминец "Корриентес"(типа "Буэнос-Айрес"). Получивший удар в середину корпуса эсминец разломился и затонул. И тут же в корму крейсера врезался линкор "Ривадавия".Несмотря на тяжелые повреждения крейсер сам смог дойти в порт,на ремонт.Это стало самой серьезной аварией в истории аргентинского флота.

эсминец "Корриентес" уходит на дно
эсминец "Корриентес" уходит на дно

«Вейнтисинко де Майо» после начала гражданской войны в Испании был отправлен к берегам этой страны для защиты аргентинских граждан. Крейсер вышел из Пуэрто-Бельграно 8 августа 1936 года и 22 августа прибыл в порт Аликанте. Здесь экипаж корабля оказал значительную гуманитарную помощь как аргентинцам, так и гражданам Испании. Именно в Аликанте «Вейнтисинко де Майо» единственный раз вступил в бой. В конце октября 1936 года на порт совершила налёт авиация франкистов и аргентинский корабль открыл зенитный огонь для самозащиты. При этом он случайно прикрыл и стоявший неподалёку советский транспорт «Курск», который доставил республиканцам груз из истребителей И-16 и авиабомб. Крейсер вернулся в Аргентину 14 декабря 1936 года ,обеспечив эвакуацию аргентинских граждан.

27 марта 1945 года Аргентина объявила войну Германии и Японии. В мае- июле 1945 крейсера безуспешно искали германские подводных лодок, остававшиеся в Южной Атлантике после капитуляции Германии .

В 1951 Аргентина купила в США легкие крейсера типа "Бруклин", тяжелые крейсеры были переведены во 2-ю дивизию крейсеров и почти не использовались.

«Альмиранте Браун» с 1952 года корабль вывели в резерв и он стоял в Пуэрто-Бельграно с минимальным экипажем. Несмотря на это моряки сумели вывести свой корабль в океан в ходе восстания 16 сентября 1955 года, свергнувшего диктатуру Перона.В 1956—1957 годукрейсер совершал учебные плавания с кадетами на борту. После 1957 года он уже редко выходил из базы. В 1959 году его вновь вывели в резерв, а в 1960 году полностью разоружили. «Альмиранте Браун» был списан 27 июня 1961 года, а 2 марта 1962 года его продали с торгов итальянской фирме для разделки на металл. Корабль в том же году отбуксировали в Италию где он и был разобран.

В 1954 году «Вейнтисинко де Майо» был разоружён, а его экипаж переведён на «Альмиранте Браун». Однако к середине 1955 года крейсер был вновь приведён в боеспособное состояние и совершил учебный поход с курсантами. В 1957—1958 годах он крайне редко выходил в море, а в 1959 году выведен в резерв. 24 марта 1960 года корабль списали и в 1962 году продали на слом в Италию. 2 марта 1962 год «Вейнтисинко де Майо» покинул Аргентину и отправился на разборку.

Оценить аргентинские тяжелые крейсера без привязки к латиноамериканской политической ситуации невозможно. Уровень боевых качеств этих небольших боевых кораблей можно сравнивать в весьма ограниченном диапазоне. Это ,возможно,испанские "Канариасы",английские "уцененные" "Эксетеры" и ,возможно,первые японские крейсера-"Аобы" и "Фурутаки". Для других "одноклассников" аргентинцы несопоставимы. Однако ,с точки зрения политических реалий, война Аргентины с первоклассной морской державой в то время выглядела совершенно нереально, а вот для разборок на латиноамериканском континенте эти корабли подходили идеально. По огневой мощи они на голову превосходили чилийско-бразильский крейсерский "дом престарелых",при этом ,благодаря скорости ,могли легко уйти от бразильских или чилийского дредноутов. Так что аргентинская армада в 30-40-х годах-безусловно номер один южнее Панамского канала.

Хотя унаследованные от итальянского происхождения недостатки-низкая мореходность и ,наверняка, те же проблемы с артиллерией главного калибра ,что и на итальянских кораблях (благо ,отсутствие боевых действий не дало их продемонстрировать) позволили большинству англоамериканских специалистов очень критично оценивать этот проект.

Но сами аргентинцы были ими вполне довольны.Все таки боевые корабли -это инструмент -для конкретных целей.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам