Найти тему
Роман Апрелев

Светлана Тома: «В детстве боялась цыган»

Во время краткого визита в Волгоград заслуженной артистки России и народной артистки Молдавии Светланы Тома мне удалось поговорить с самой известной цыганкой советского кинематографа. О таборе, об Эмиле Лотяну и о новых ролях.

- Светлана Андреевна. Вы же начали сниматься сразу после школы – фильм «Красные поляны». Как так получилось?

- Эмиль Лотяну нашел меня на остановке. Я тогда поступала на юрфак, ехала на экзамен в университет. А троллейбус все не подходил. Какой-то мужчина меня спросил: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Я подумала, что ко мне пристают. Я всегда носила очки, у меня был хвостик, совсем не накрашенная. Какое кино? Я никогда не думала, что я привлекательная. Меня так воспитывали. Если кто-то говорил: «Какая красивая девочка!», - мама одергивала меня: «Ты знаешь, что ты не совсем красивая?» Я все же считаю, что девочкам нужно говорить об их красоте, иначе комплексы будут.

Но мы разговорились с Лотяну. И на следующий день он вместе с директором студии приехал к моим тетушкам, у которых я остановилась в Кишиневе. Показал удостоверение, что все по-настоящему. И я через неделю была на съемочной площадке. Семь дней, которые изменили мою жизнь. А ведь я даже в самодеятельности никогда не участвовала, только в хоре пела. В школе и театральном институте я была спортсменкой: баскетбол, волейбол, легкая атлетика.

- Я насчитал у вас четыре «цыганские» роли.

Кадр из фильма "Табор уходит в небо"
Кадр из фильма "Табор уходит в небо"

- Да, все верно. Первую цыганку – Машу из «Живого трупа» - я сыграла на третьем курсе актерского факультета. Там у меня были потрясающие партнеры. Например, Смоктуновский у нас ходил с абсолютно лысой головой, потому что он побрился, чтобы удобнее носить парик в своем спектакле. Так ведь и я свои волосы принесла в жертву советскому кино! Я вообще шатенка, а меня для ролей без конца красили: каждую неделю, а потом еще накручивали, а затем я еще под колпаком сидела. Это сейчас качественные краски есть. А тогда пользовались советской «Гаммой». Парики же были только для исторических ролей.

В «Моем ласковом и нежном звере» я была Тиной, а в «Моих цыганах» - Оксаной. Но, конечно, все помнят прежде всего Раду. Фильм «Табор уходит в небо» закупили больше сотни стран. С ним я объездила все материки. Эту картину мы снимали в настоящем таборе в городке Виноградове на границе с Венгрией.

Кадр из фильма "Табор уходит в небо"
Кадр из фильма "Табор уходит в небо"

Мне всегда говорили: «Если будешь плохо учиться, тебя цыгане заберут». У нас в деревне был старик-цыган, ходивший в большой черной шляпой и с мешком. Когда я видела его, я очень боялась и убегала. Никогда не думала, что сыграю цыганку. А они меня приняли за свою! Барон табора мне сказал: ты настоящая цыганка, просто скрываешь это. Это был самый большой комплимент.

Если помните, в финальной сцене этого фильма все встают на колени. А ведь цыган об этом даже не просили. Мы просто отрепетировали. А как включили камеры, они все бухнулись. И это успели снять. Они все очень артистичные от природы. Если цыгане тебя ненавидят, то они тебя «закопают». Но если признают… У меня были из реквизита старинные золотые серьги. И вдруг смотрю – одной нету. Потеряла на съемочной площадке, где-то в траве. Цыганские девчонки каждую травинку перебрали и нашли серьгу. Потому что я для них была своей. Цыгане разные. Есть гадалки-обманщицы. Но это не их заработок. Женщинам просто скучно. У них такая игра: кто больше у тебя из кармана вытащит.

- Сложно было с Лотяну работать?

- Смотря в чем. Физически я легко переносила нагрузки. Я ж до седьмого класса жила в деревне, где папа был председателем колхоза. Поэтому я умела и повозкой управлять, и верхом ездить. Но перед съемками мы с Григоре Григориу, который сыграл Зобара, все равно три недели занимались с тренером.

Кадр из фильма "Табор уходит в небо"
Кадр из фильма "Табор уходит в небо"

Лотяну был перфекционист, дотошный до мелочей. При этом быт его мало интересовал. Взять, к примеру, сцену, где Рада снимает свои юбки. Конечно, цыганки носили по нескольку юбок – две-три. Но режиссер придумал, что Рада снимает одну, вторую, третью и так далее. Когда была премьера, я слышала реакцию зрителей – они смеялись. И мои юбки лежали, как цветы. Эмиль Владимирович всегда любил красоту.

Лотяну ушел из жизни в смятении: ему же постоянно вставляли палки в колеса. На молдавской киностудии ему говорили: «Да кому нужны ваши цыгане?» А художественный руководитель Экспериментального творческого объединения «Мосфильма» Чухрай тут же дал добро. Может быть, Эмиль Владимирович прожил бы дольше, если б о нем писали только западные критики, находившие в его картинах многослойность. А у нас в ленте «Табор уходит в небо» видели только цыган. А фильм-то о свободе духа. Ты можешь жить в полностью закрытой стране, но при этом быть свободным внутренне. Лотяну был режиссером поэтически-романтического кино. Эта ниша до сих пор пуста. Поэзии нет в фильмах.

- А новые роли есть?

- Сейчас я буду сниматься у Веры Сторожевой. Я у нее раньше в двух работах участвовала. Сейчас она снимает второй сезон сериала «Шифр». Есть роль и для меня. Если раньше я играла возлюбленных, то теперь – мам и бабушек. В «Шифре» я буду мамой одного из героев.

-5

Ключевой вопрос

В процессе нашего общения со Светланой Тома нас обступили женщины. Одна из них не выдержала и спросила, как актрисе удается так хорошо выглядеть. Вот ее ответ:

- Каждое утро дома делаю обычную гимнастику. Я в фитнес-клубы не хожу, так как не люблю закрытые залы, где нечем дышать. Мне нравится заниматься на открытом воздухе с мячом. Я свою внучку научила играть в баскетбол. Потом, друзья мои, я больше сорока лет вегетарианка.

Тут раздался гул разочарования.

Читайте также: Редкие кадры с Аристархом Ливановым

"...А зори здесь тихие": за кадром