Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПОЧЕМУ ПАБЛО ПИКАССО ВЫШЕ САЛЬВАДОРА ДАЛИ


.

Если бы у меня спросили, кого я люблю из великих художников, я бы ответил, что прежде всего, Пикассо и Рафаэля, ибо, не смотря, на то что кажутся они, такими разными, как художники и как люди, что- то, их роднит. Нужно начать с того, что Пабло Пикассо больше люблю как личность, как философа в живописи, на всех его работах я вижу отпечаток его глубокой и сильной личности. На полотнах же Рафаэля нет никакого отпечатка его личности, кроме печати его дара. Это чистый художник от Бога, вот и все. Хотя, и Пикассо чистый художник. Еще, Рафаэль - гностик , в пользу этого говорит вся его тайная символика, это давно отмечали . Однако, я бы осмелился сказать, что и Пикассо врожденный гностик - но не религиозный, (хотя и мистический) , а Рафаэль, гностик чисто религиозный. Если, у Пикассо - сильное и магическое чувство пространства, то у Рафаэля пространство чистое и райское. Еще люблю Модильяни, Боттичелли, и Гогена, ( про Боттичелли я бы сказал, что он не гностик, а неоплатоник. ) Что их, роднит? Это, художники потустороннего миру Рая, особенно, Гоген. А что бы я сказал о Сальвадоре Дали? Роднит ли Дали, что то с Пикассо, или родня, лишь рознит? Сравнивая двух выдающихся художников, я бы все таки сказал, что Пабло Пикассо, как художник , выше и интереснее Сальвадора Дали, а почему я так думаю, я и попытаюсь выразить в данной статье. Какую я бы обозначил, самую первую разницу между двумя художниками, помимо того, что они выражали - разные течения?

Не смотря на то, что Пикассо кубист, хотя, и тем не менее, испытавший влияние сюрреализма, в относительно поздний период, а Дали, (тем не менее испытавший влияние кубизма) сюрреалист, разница меж ними, разница , больше касающаяся их и как людей, эта разница, прежде всего личная. Сравнивая Дали с Пикассо, можно отметить, что Дали, холодноват, точен, анатомичен , и мертвоват, когда, как Пикассо, в своих лучших , или по крайней мере, не темных своих периодах - не анатомичен, а, скорее хореографичен по линиям , а так же, мистичен, и волшебен - по своим преломленным силуэтам, и по потусторонним цветам. Не смотря на тягу к геометризму , Пикассо не только кубичен., и геометричен, в некоторых своих периодах, он , не неподвижен, как морские камни, а, скорее, как река, извилист, не смотря на тягу к чисто пространственной устойчивости, и на отсутствие текучести как у Дали, (в отличие от материи Дали, материя Пикассо не текуча, в смысле , потока ее метаморфоз, а скорее, устойчива - в форме ее геометрических , хотя, и зачастую, запутанных проявлений, таящихся, в ее глубине. )

Эта черта Пикассо присуща и раннему и позднему.

Не говоря о том, что порой изумляешься, тому, как Пикассо умел писать одним , только цветом, (например, только голубым), однако, сколько у его голубого цвета оттенков, какая радуга цветов, и переживаний, какая палитра души, наконец, какая энергия . В отличие от Дали, Пикассо преодолевал мертвую точность - в сторону живого, и органичного, а в лучших своих периодах, в сторону душевного и психологичного. У Дали же, богат мир психики человека, но мир его психики начисто лишен , какой –либо, психологии. Про Сальвадора Дали, можно сказать, что мир его, скорее, психоаналитичен, когда, как мир Пикассо, именно, психологичен.

Сальвадор Дали – анализирует все свои состояния.

Пикассо же, не анализирует, а фиксирует, что- то, на грани неуловимого, или на границе невыразимого, каждая его картина - таит живое отношение, даже в самых одиноких фигурах. Пикассо - художник, очень разный, но в каждом своем периоде он узнается, как великий Пикассо, ибо, если, хороший художник, более, последователен, чем целостен, то большой художник, всегда, более , целостен, чем последователен.

Это можно сказать именно про Пикассо.

Про Дали же, можно сказать, что он не столько целостен, сколько, схематичен по однажды найденным ходам, сюжетам, и технике, не смотря на то, что в каждых его линиях чувствуется мастер, и чисто технически, более образованный Дали рисовал лучше Пикассо, учащегося меньше. Однако, в силу этого, Дали и более академичен, а Пикассо, более жизненен. Наконец, не смотря на то, что Пикассо не был человеком верующим, (за это, его упрекал Дали) в его работах встречаешь больше религиозного, я бы даже сказал, порой мистически- библейского начала - которого не встретишь у Дали.

Многие его фигуры окутаны мистическим, библейским ореолом.

Для Дали же его религиозная живопись служила скорее в качестве иллюстраций, к некоему учебнику своих снов, им лично составленному. У Пикассо есть не только начало магически- первобытное, (говоря о его кубическом периоде), но и начало, анимистическое, и , первозданное. Не случайно, же, он говорил о том, что он мог бы писать как Рафаэль , но важнее , (и труднее) для него научиться писать как ребенку. Пикассо говорил это, искренне.

Что еще можно сказать, сравнивая обоих великих художников?

Оба живописца уже прославились при жизни. В отличие , от более романтичного Модильяни, обоим художникам, при жизни, сопутствовала слава, и связанные с ней скандалы. Однако, Пабло Пикассо признали как великого художника не за его скандалы, а именно за его, чисто художественные заслуги, и признали без преувеличений, точно так же как без преувеличений признали, например, гений Велимира Хлебникова.

Не смотря на то что и Хлебникова не признали при жизни.

Дали же, (чей большой талант я не стал бы отрицать) большей частью признали - за его скандалы, за разного рода его выходки и шоу. Наконец, для Сальвадора Дали живопись была средством выразить те, или иные модные философские идеи, (Бергсон, Фрейд), для Пикассо , же, целью была сама живопись. Как мне кажется, Пикассо , более , воплотил тип чистого художника.

При этом заметил бы, художника, довольно классичного, не смотря на авангард.

Когда Пикассо , на старости лет, говорил что он большей частью, лишь развлекал толпу, состоящую из буржуазии, для которой, чем, более были непонятнее его картины, тем притягательнее, Пикассо, немного лукавил. Десяток, или даже больше, прекрасных картин, он все- таки, написал. Потому, собственно, он и мог так открыто сказать. Для великого художника - важнее скрыть что -то прекрасное в себе, что бы оно осталось - для одного Бога. Хотя, кое что осталось и людям. Почему, Пикассо такой разный?

На самом деле, Пикассо, очень зависел от любви , от отношений.

Все строилось на любовном плане хорошо, и возникали тогда, розовые, голубые, и прочие светлые периоды в его живописи. А как любовь кончалась, или начиналось непонимание, меж ним, и женщиной , начиналось отчаянье, переходящее во мрак. Верующему художнику , которому дарит постоянный свет вера, и любовь к Богу - проще.

Пикассо верующим не был.

Кто глубже как художник Пабло Пикассо, или Сальвадор Дали? Пикассо , все таки, глубже, в его работах намного больше философского начала, (это относится и к его темным и розовым периодам.) И хотя, работы Пикассо более напоминают "мазню", что не скажешь о Дали, в его "мазне" больше философской и духовной (я бы сказал, духовидческой ,хотя и по первобытному , темной) глубины. Дали лишь изучал свои сны, и свои фантазии - начитавшись Фрейда и Бергсона.

А Пикассо искал - скрытые от людей сущности, с первых же шагов.

Картины Дали - больше напоминают живописные фотографии его внутреннего мира. Дали, это, такой вот фотограф (и продавец) снов, которому удалось фотографировать свои сны. А картины Пикассо больше напоминают - потусторонние миру, или спрятанные в материи идеи, или лучше сказать сущности. Потому, Дали любил текучесть, а Пикассо искал устойчивость.

Еще я бы сказал, Пикассо лучше выразил себя, а Дали лучше состоялся.

Почему? Потому, что нужно , отдать должное, Дали больше работал над своими работами, умел превращать их в произведения, наконец, (как было уже замечено) он больше учился. Пикассо же можно сравнить с Хлебниковым, который будучи гением, не смог написать ни одного стихотворения, вся область которого- стихия языка.

Так же и Пикассо художник проектов, черновиков, набросков, и пути.

В качестве примера можно привести его портрет поэта Сабартеса . Поэт Джеймс Сабартес был одним из самых близких барселонских друзей Пикассо. По воспоминаниям самого поэта, Пикассо незаметно наблюдал некоторое время за Сабартесом, ожидавшим встречи с ним в кафе, а вернувшись в мастерскую, написал по памяти его портрет. Это, именно, потрясающий набросок.

Кстати, о поэзии, раз уж о поэтах зашла речь.

Интересно, что Горсиа Лорка считал своим кумиром Сальвадора Дали, чьи работы его вдохновляли на поиски в стихии поэтического слова. Вспоминая, эту любовь, может быть, заметил бы, что в таком случае, поэзию Пабло Неруда (друга Лорки) я бы больше, отнес к живописи Пикассо, не смотря на то, что отношение Неруды к Пикассо мне неизвестно.

Нравятся мне Пикассо и на своих фотографиях.

Взгляд у Пикассо интересный, (и как художника, и как человека), словно бы, проникающий сквозь толщу материи. .Раньше, я Пикассо не любил, (сравнивал его с Модильяни, при этом, в пользу Модильяни) лишь несколько лет назад, стал я любить Пикассо - как любишь, только, Пикассо.

Модильяни же располагается где то между Пикассо и Рафаэлем.

О Пабло Пикассо трудно писать. Не применим к нему термин, "зрелый". Он и ранний был зрелый, и поздний впадал в детство. Он и в темных периодах, писал и относительно светлые картины , и наоборот. Пикассо очень труден для исследования, (особенно, академического.) 

Его легче воспринимать, чем анализировать. 

Сальвадор Дали, же, на фоне Пикассо, экспериментально холодноват. Сальвадор Дали , при всем своем даре и мастерстве, уже фигура коммерческая, сделавшая сюрреализм - предметом бизнеса, моды, скандала, или, даже, торга

А Пабло Пикассо всю жизнь - был одиноким искателем.

-2

-3
-4
-5
-6