Мало кому известно, что церковная иерархия современных старообрядцев-поповцев происходит из 40-х годов XIX века, и ещё менее известна история про отделившуюся от них группу "неокружников", которые просуществовали в качестве параллельной старообрядческой иерархии вплоть до Второй мировой войны.
Здесь про них рассказывает А. Б. Григорьев в докладе: «Причины возникновения неокружнического раскола: редкие документы по истории возникновения белокриницкой иерархии»
Напомним, что "Окружное послание" – документ русской старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия), изданный 24 февраля 1862 года от имени старообрядческого московского Духовного совета, адресованный всем старообрядцам, приемлющим Белокриницкую иерархию, с целью унификации воззрений и единения старообрядцев. Этот документ, в частности, признавал, что господствующая Российская Православная Церковь, то есть те, кого старообрядцы именовали "никонианами", верует в того же Бога, в которого верую церковь старообрядцев. Неокружниками именовались те, кто отказался принять этот документ.
В архивах Антон Борисович обнаружил любопытный документ, повествующий об истории этого старообрядческого движения. "Причины возникновения раздора неокружников", предположительно принадлежащий авторству старообрядческого епископа Арсения (Швецова), написанный в 1901 году, повествует о создании старообрядческой церкви белокриницкого согласия и малоизвестных обстоятельствах возникновения неокружнического раскола в старообрядчестве в конце XIX века. Показания автора документа временами сильно расходятся с официальной историей белокриницкой церкви в оценках и мотивации действий иерархов старообрядчества, финансистов согласия, авторства «Окружного послания», истинных целей и задач неокружнического раскола. Все это позволяет по-новому взглянуть на основные события жизни русского старообрядчества, его нравы и обычаи.