Многие знают, что основным мерилом качества школьного образования в мире последние 20 лет является PISA. Каждые четыре года она берет 15-летних детей в десятках стран, из обычных школ, - и тестирует их. Результатом является рейтинг. Кстати, на его основании скоро начнет оценивать качество школ и наш Минобр.
Так вот, в прошлом году появилась статья одного умного финна (ссылка для желающих прочесть на английском, - ниже) о том, что дети во ВСЕХ странах за время измерений (2000-2015) ухудшили показатели в понимании прочитанного и способности решать задачки – главных критериях теста.
Автор утверждает, что это из-за смартфонов. Причем не столько из-за самой игры и чатов, сколько из-за снижения времени детского сна (до 7,5 часов в среднем по миру). Результат – неспособность концентрироваться.
На чем еще настаивает финн (кстати, финские дети тоже ухудшают показатели)? Он считает, что не учитель должен задавать повестку, а дети (так это и устроено в Финляндии, чемпионской стране по части школьного образования). Дети сами говорят, что им интересно, а учитель лишь объясняет это.
«Вкладывать в обучение надо с нуля до пяти лет» - это третий его тезис: эффективность ранних инвестиций выше, чем поздних. А еще детей надо оставлять без присмотра, - там, где есть риск физически пострадать или необходимость самостоятельно выработать правила поведения в группе. Это развивает мозг и лидерские качества.
Борис Рохин