До начала 2000-х на заводе имени Лихачева продолжались работы по созданию нового семейства дизельных двигателей. В период с 1994 по 1999 год были спроектированы рядные двигатели ЗИЛ-Э45020 и ЗИЛ-Э65020 - четырех - и - шестицилиндровый соответственно. Новые дизели перекрывали диапазон мощностей от 110 до 250 л.с. и могли бы полностью заменить как V-образные двигатели типа 508, 550, 645 собственного производства, так и покупные ярославского и минского заводов.
Внимательно рассмотрим четырехцилинровую модель, благо она была воплощена в металле в виде единственного макетного образца. Рабочий объем - 4 литра, степень сжатия - 17, расстояние между осями цилиндров - 125 мм, диаметр цилиндра - 100 мм, ход поршня - 127 мм. Мощность - 159 л.с. при 2500 об/мин, максимальный крутящий момент - 59,5 кгс*м при 1300 об/мин. (шестицилинровая модификация при тех же основных геометрических параметрах имела 250 л.с. при 2300 об/мин).
Конструкция блока выполнена максимально жесткой, гильзы - сухие с перспективой перехода на безгильзовые блоки, головка блока с четырьмя клапанами на цилиндр и центрально расположенной форсункой, механизм уравновешивания сил инерции второго порядка, водо-масляный теплообменник, регулируемый ТКР с промохлаждением наддувочного воздуха. На опытной модели был установлен ТНВД, в перспективе - переход на аккумуляторную систему типа common rail....
К сожалению, работы по новому семейству были прекращены, и единственный построенный ЗИЛ-Э45020 стал своеобразным памятником инженерно-конструкторской школе и двигателистам завода ЗИЛ.