Благодаря многочисленным работам популяризаторов геральдики в сознании большинства геральдистов-любителей сложилась упрощенная схема реформ российской геральдики: в 1780-х годах все гербы учреждены двухчастными, при этом в верхней половине всех гербов изображается герб соответствующей губернии или наместничества, а с приходом Б. Кене в 1857 году разработан новый шаблон городского/уездного герба, где верхнюю половину с губернским символом заменила небольшая по размеру "вольная часть". Но реальность всегда богаче и интереснее, чем придуманная схема. И в действительности переход на гербы без губернских верхних частей происходил не одномоментно, понимание важности именно городского или уездного символа и некой вторичности символа губернского происходило постепенно, в какой-то мере подготовив общественное сознание к геральдической реформе Б. Кене.
С первых десятилетий XIX века в литературе, документах, грамотах на подтверждение дворянства стали появляться варианты гербов без верхних губернских частей (хотя в то же время в других документах использовались и в точности соответствующие официально утвержденным гербы с верхними губернскими частями). При том губернский символ все равно так или иначе присутствовал на указанных документах (на груди орла или в виде отдельного щита), но художники отказывались от слишком частого (пусть и одобренного официально)
цитирования одного и того же губернского символа.
На рисунке приведен фрагмент грамоты Санкт-Петербургского дворянского собрания. В состав Санкт-Петербургской губернии тогда уже были переведены некоторые уезды из бывшего Псковского наместничества; на грамоте эти гербы изображены уже без псковских верхних половин (хотя официально псковские половины никто не отменял; что подтверждает и иллюстрация в труде В. Пушкарева "Краткое историко-статистическое описание Санктпетербургской губернии" (1845), где в обоих гербах псковские части на месте.
В "Московской справочной книжке" 1842 года (издана Вадимом Пассеком, действительным членом Общества истории и древностей российских и правителем дел Московского статистического комитета, художник также при изображении уездных гербов Московской губернии уже не посчитал необходимым на каждом гербовом щите изображать верхнюю часть с московским всадником. Видимо, список подобных отступлений от канона можно продолжить.
В связи с этим очень любопытным на наш взгляд является изданный в 1852 году Карлом Михайловичем Нистремом "Указатель селений и жителей уездов Московской губернии, составленный по официальным сведениям и документам". Указатель был издан в типографии Московской городской полиции, содержал подробные сведения о городах, селах, хозяйстве и населении, а также был украшен рисунками всех уездных гербов. При этом верхняя московская часть со всех гербов была удалена. Для сравнения дадим бок о бок гербы московских городов/уездов:
- слева из труда Харитона Чеботарева "Историческое и топографическое описание городов Московской губернии с их уездами" 1787 года (т.е. всего через несколько лет после официального утверждения гербов Московской губернии),
- а справа - из "Указателя..." К. Нистрема 1852 года.
"Указатель..." К. Нистрема вышел в 1852 году, т.е. за 5 лет до составление Бернгардом Кене "Правил украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов" и за 31 год до официального утверждения именно таких версий гербов императором.
В общем по всему получается, что Карл Михайлович Нистрем как в воду глядел.
***
Читайте на канале - "Флаги национальностей России. Ненцы".