Найти тему

Бизнес и эмоции

В работе я часто сталкиваюсь и с руководителями «сухарями» и с эмоциональными качелями» — проблемы и у тех и у тех, поскольку Если сотрудники эмоционально не связаны с руководителем, материальные стимулы перестают работать. И здесь не так уж важно, в чем проблема – в черствости или в том, что «закидоны лидера» выбивают у окружающих почву из-под ног.

Казалось бы, всем известно: бизнес – это деньги плюс эмоции. А что такое вообще эмоции? Эмоции – квинтэссенция нашего опыта, воспитания, убеждений и ценностей. Такая же часть нас, как рука или нога. Это глубинные реакции нашего мозга, сродни инстинктам – они есть, и с этим ничего не поделать. Их нельзя игнорировать, нельзя просто «проглотить и забыть». Они не менее реальны, чем, например, чувство голода – можно ради важного дела отложить еду, но полностью игнорировать эту потребность гибельно. От вышедших из-под контроля эмоций люди теряют бизнес, друзей и близких. Или, наоборот, загоняют эмоции вглубь и умирают в сорок лет «от нервов».

Руководителя, как известно, оценивают по качеству и адекватности принимаемых решений. Простой пример: поддался эмоциям и накричал на сотрудника. Или наоборот – не понял, что человеку на самом деле важно. Возник конфликт, его разрешение требует дополнительных усилий и времени. Чистая арифметика. А потом проблемы накапливаются, и вдруг оказывается, что у тебя есть какие-то цели, сверхзадачи – а команда их не видит и просто отрабатывает KPI. Потому что это – «не их война».

Но чаще всего, конечно, картина не экстремальная: обычный человек. Живой. Со страхами, радостями, печалями. Друзья есть. На работе уважают. Но эмоции мешают бизнесу: то сам сорвется, то подчиненная окажется «истеричкой». Или просто: «Я им говорю, а они не понимают!» И что с этим делать – тоже непонятно.

Обучение работе с эмоциями, тому, что называется «эмоциональным интеллектом» – работа кропотливая. Потому что эмоции – это огромная мощь. Она может сломать человека, но может и сдвинуть горы. Найти источник этого ресурса и направить его в нужное русло – задача сложная, но благодарная. И возможность видеть, как это начинает действовать – наверное, одна из первых вещей, за которые я люблю свою работу.

Кстати, вот вам простое упражнение на эмоциональный интеллект. Прежде, чем приступить к его выполнению, ответьте на один вопрос: бывает ли у вас «нерабочее настроение» после каких-либо событий – ссоры, удачи, неприятностей, или наоборот – большой удачи? Легко ли вам работается за неделю до и после отпуска?

А теперь задание: попробуйте несколько дней записывать эмоции, чувства, возникающие в течение дня. Не обязательно подробно – достаточно примерно так: «проснулся – радость, веселье; совещание – тревога, напряжение, злость». Если это дается легко, добавьте причину: волнуюсь из-за неуверенности перед выступлением на собрании; раздражает, что сотрудники опять сделали работу с ошибками».

Результат мы можем обсудить в личной переписке. И не бойтесь ошибиться – «правильных» или «неправильных» ответов в работе с коучем не бывает.