Найти тему
Алиса в городах

О чем молчит башня молчания в Колтушах

Недалеко от Петербурга в поселке Колтуши есть парк, в зарослях которого до сих пор можно найти старые здания, стены которых хранят множество таинственных историй о том, как здесь жили человекообразные обезьяны, бегали прототипы булгаковской «говорящей собачки» и пил чай Герберт Уэллс.

Во времена советской власти в Колтушах жил и работал известный советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов. Специально для него здесь был построен научный городок, оснащенный по последнему слову техники тех времен, который затем трансформировался Институт физиологии АН СССР. Несмотря на то, что в начале 20-х годов в Петрограде люди умирали от голода, деятельность научного городка Павлова государство поддерживало не жалея финансов. Для здешних ученых были построены коттеджи. А для Павлова - особенный двухэтажный домик, с башенкой, на которой он мечтал установить телескоп, чтобы наблюдать за звездами.

Основной корпус - старая лаборатория. Сегодня здесь расположен музей.
Основной корпус - старая лаборатория. Сегодня здесь расположен музей.

В здании старой лаборатории за тяжелой двойной дверью сейфового типа с тамбуром была оборудована звуко- и светонепроницаемая камера. Внутри помещения ученый во время эксперимента, мог включать различные звуки и свет. Сама же камера имела специальные стекла, через которые можно было наблюдать за подопытными, оставаясь для них незаметным.

Эксперимент в Башне молчания.
Эксперимент в Башне молчания.

В Башню молчания, как неофициально называли экспериментальную камеру, помещались подопытные живые существа, среди которых были собаки, обезьяны и по некоторым слухам даже люди, в основном это были сироты и бомжи.

После того как Павлову в 1933 году подарили человекообразных шимпанзе Розу и Рафаэля, в городке были построены вольеры антропоидника. В научное царство Павлово съезжались ученые и знаменитости со всего мира, в числе которых английский писатель Герберт Уэллс, который был биологом по образованию. Свои впечатления об одном из своих визитов (а их было несколько) с Павловым знаменитый фантаст описал в своей автобиографии: «Старый ученый здоров и бодр, проворной рысью водил он нас с сыном от одного здания к другому, подробно и пылко рассказывая о своей новой работе. Занимается он теперь интеллектом животных. Потом мы сидели у него, пили чай и часа два его слушали. Сейчас ему восемьдесят пять, дожить он хочет до ста пяти, просто чтобы увидеть, что выйдет из его работы».

К сожалению, сегодня здания легендарного научного центра, который имеет статус памятника культуры и находится под защитой ЮНЕСКО, медленно и мучительно умирают.

-3

Два года назад местные маргиналы без особого места жительства, чтобы согреться развели костер прямо в разрушающемся доме Павлова, который был законсервирован для предстоящей реставрации (правда денег на нее не было). В какой-то момент здание не выдержало и полыхнуло, превратившись в сноп искр, улетевших к тем самым звездам, которыми когда-то любовался ученый.

Все что осталось от дома Павлова.
Все что осталось от дома Павлова.

Коттеджи ученых сегодня тоже находятся в плачевном состоянии, ожидая своего полета к звездам.

Когда-то здесь жили ученые.
Когда-то здесь жили ученые.

После перестройки финансирование антропоидника тоже свелось к нулю, и он постепенно пришел в запустение.

Лаборатория для человекообразных обезьян всегда считались опасной зоной, заходить к животным имели право только специалисты.
Лаборатория для человекообразных обезьян всегда считались опасной зоной, заходить к животным имели право только специалисты.

Последние постояльцы антропоидника Джина и Чарли были вынуждены жить в вольерах, которые требовали капитального ремонта.

Антропоидник - теперь здесь никто не живет.
Антропоидник - теперь здесь никто не живет.

Сотрудники лаборатории неоднократно обращались за помощью. Просили деньги на ремонт, еду и игрушки для обезьян. Но их не услышали. В июле 2016 года Джина - последняя человекообразная шимпанзе, которая жила в лаборатории изучения физиологии поведения приматов физиологии, умерла в возрасте 24 лет. Джину можно было бы вылечить. Но скромных личных средств сотрудников лаборатории, для спасения животного не хватило. Более чем восьмидесятилетняя история антропоидника завершилась вот так бесславно.

Летний вольер антропоидника.
Летний вольер антропоидника.

В сентябре этого года И.П. Павлову исполнилось бы 170 лет, о чем наверняка помнят бронзовые бюсты ученых - Декарта, Менделя, Сеченова, Дарвина и самого Павлова, которые дежурят под окнами здания старой лаборатории.

Есть на территории парка еще один памятник Иван Петровичу. Он был установлен к 100-летию со дня его рождения в 1951 году на площади перед зданием новой лаборатории. Памятник был отлит на ленинградском заводе «Монументскульптура».

Ученый Павлов изображен в хирургическом халате. За памятником находится здание новой лаборатории, в  которой по сей день проводятся эксперименты над животными.
Ученый Павлов изображен в хирургическом халате. За памятником находится здание новой лаборатории, в которой по сей день проводятся эксперименты над животными.

Что касается собак… В Музее гигиены в Петербурге находится чучело собаки по кличке Рыжик - это один из самых первых экспонатов, который был презентован на Всероссийской гигиенической выставке 1913 года.

Чучело Рыжика в музее Гигиены.
Чучело Рыжика в музее Гигиены.

К слову, некоторые источники утверждают, что Рыжик при жизни не мучился и умер от старости естественной смертью. Хочется в это верить.

Алла Чередниченко.

Фото автора.