При сравнении оригинала и перевода нельзя не заметить неточности и упущения некоторых деталей. Во-первых, в переводе отсутствует введение («The Preface») и глава под названием «Первый глас к побуждению женщин перерождаться» («The First Blast to Awaken Women Degenerate»), где проповедник излагает основные мотивы, побудившие его к написанию этого памфлета, дает обоснование роли женщин в падении человечества и прочих бедах с позиций Священного Писания. Помимо этого, в русском варианте допущена ошибка перевода заглавия. Оно переведено как «Первый трубный глас против чудовищного правления женщины», хотя в оригинале используется слово «женщин», указывающее на множественное число – «women». Это уточнение важно принципиально, так как в своей работе Нокс доказывает невозможность правления не одной конкретной женщины, а всего женского пола в целом.
В этой небольшой работе переплетаются эмоциональность и пылкость доводов и трезвость рассудка, прекрасное знание Священного писания и умение интерпретировать отдельные его сюжеты в определенном контексте. Произведение Нокса относится к жанру публицистики - оно адресовано не какому-то определенному человеку, а всему английскому и шотландскому народам и призывает свержению «недостойных королев-тиранов».
Историография
Данная работа писалась с опорой на различный историографический материал. К сожалению, фигуру Джона Нокса сложно назвать избалованной вниманием в российской историографии - должное внимание идеям и теориям Нокса уделил только историк А. А. Петросьян, а на антифеминистской позиции проповедника внимания не заострил вообще ни один исследователь. Тем не менее, нами были найдены разнообразные работы об исторической, религиозной и идеалогической обстановке того периода в Англии и Шотландии, интереснейшие биографические труды зарубежных исследователей, а также кое-какая литература на иностранном языке.
Одной из наиболее ценных и важных работ для написания этого доклада стала для нас статья Александра Армаисовича Петросьяна, написанная в 1978 году и вошедшая в сборник "Проблемы истории докапиталистических формаций". В своем труде исследователь проводит тщательнейший анализ тираноборческих взглядов шотландского проповедника. С опорой на многочисленные труды и памфлеты Нокса Петросьян он изучает эволюцию развития его идей, исследует цели и задачи, которых Джон Нокс пытался достигнуть своей деятельностью, состав социальных групп, поддержавших или не поддержавших тираноборческую концепцию Нокса, и приходит к выводу, что шотландский монархомах был выразителем идей самой радикально настроенной части протестантов, что помешало распространению его идей.
В том же году американской исследовательницей Эриксон Кэролли была написана замечательная биография Марии I Тюдор – «Мария Кровавая». Книга написана с использованием богатого источникового материала и повествует о непростой, полной драматических событий жизни самой непопулярной английской королевы. С опорой на это произведение нами были изучены события внутренней и внешней политики Англии времен правления Марии, такие как восстание Томаса Уайетта, брак с Филиппом Испанским, начало массовых казней протестантов в 1555 году и война с Францией 1557 – 1558 гг.
Следующие по хронологии - две работы Ольги Алексеевны Руденко 1984 года. Это статья «Контрреформация в Англии при Марии Тюдор», вошедшая в сборник «Англия в эпоху абсолютизма, и автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Англо-испанский союз 1554 г. и его крах». В первой работе Руденко подробно излагает все основные события, связанные с постепенным восстановлением католической религии в Англии, приводит очень интересные статистические данные о количестве эмигрировавших и казненных во время царствования Марии Тюдор и об их социальном составе, и выясняет, по каким причинам контрреформационная деятельность королевы в итоге оказалась неудачной. Во второй работе Ольга Алексеевна детально рассматривает политические, социальные и экономические последствия испанского союза Англии, заключенного благодаря браку Марии Тюдор и Филиппа II и приходит к выводу, что он был неблагоприятен для Английского королевства, что и обеспечило разрыв англо-испанского альянса Елизаветой Тюдор после восшествия ее на престол.
В 1985 году российским историком, доктором исторических наук Юрием Михайловичем Сапрыкиным была написана работа "От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии". В монографии рассматривается малоизученная в российской медиевистике проблема зарождения нового, буржуазно-дворянского направления общественной мысли в Англии в период возникновения и господства абсолютизма. Для нас работа оказалась крайне важной благодаря анализу этических и политических идей тираноборцев Джона Понета, Кристофера Гудмана и Джона Нокса, творивших в рассматриваемый нами временной отрезок.