Этот фильм вышел в прокат в 1980 году. Фильм не только полюбился зрителям, но и разделил их на два лагеря. Большинство жалело главных героев: Катю с Романом, ребята действительно пережили много тяжелых разлук по вине взрослых интриг. Малая же часть того времени боролась за нравственность: действительно, «какая такая любовь в их возрасте?!». История трогательная, положительные герои влюбляют в себя, но и явные «злодеи» были в этом фильме. Не закидывайте меня сразу камнями, а просто давайте разберемся – почему они такие.
Вера Васильевна Лавочкина, мать Ромы. (Л. Федосеева-Шукшина)
Простая советская баба – семья, достаток, нет никаких возвышенных целей и мыслей, кроме как достать, купить, накормить. Вполне авторитарная, раз уж почти два десятка лет сама диктует условия в семье, пользуясь мягким характером мужа.
Все бы шло по жизни ровно, если бы не переломный момент: красавица-соседка по дому, переехавшая семьей новоселами, незабытая любовь законного супруга Константина. Он «козликом запрыгал», через все мебельные преграды, чтобы только поздороваться с Людмилой, не смог сдержать свой любовный порыв.
Можно только представить, какой кинжал ревности в этот момент вонзился в сердце Веры. Зрителю понятно, что Константину ничего не светит с Людой: она хороша собой, по сравнению с сереньким Костей, у нее прекрасная семья, обаятельный муж.
Но Вера прекрасно осознает свое никчемное сравнение с Людмилой, и даже если там не сложится у них любовная интрижка, то душой муж будет все равно с той - «фыр-фыр». В прочем так оно и было: костюмчик новый купил, крутится перед зеркалом.
А ее жгла бешеная ревность! Чувство поганое, всепожирающее, способное на коварство и обман, даже по отношению к самым близким людям. Это не трезвый расчет и не корысть, это просто мучительное чувство, с которым не все могут справиться, "растянутое состояние аффекта". Наломав дров, ревнивец потом сам начинает осознавать, сколько он делает ошибок, но, тем не менее, запутывается еще больше.
Оправдать такую особу сложно, эгоистка, но понять ее ненависть к той семье все же можно. Мало ли женщин, которые страдают от ревности «к той, первой», особенно если поведение мужа не совсем адекватное. И вот тогда слепая ревность ищет все средства, чтобы сжечь мосты любыми путями.
Михаил, ухажер Татьяны Николаевны. (Л.Филатов)
Меня всегда удивлял их союз – Михаил и Танечка такие разные, как они вообще умудрились развить роман? И вроде Михаила трудно оправдать: какой-то несерьезный бабник, но все же я попытаюсь это сделать.
Танечка – тоскливая и инертная. Ее действительно может ожидать перспектива дожить до древности старой девой с кучей кошек. Михаил по-своему любит ее и старается разжечь в ней хоть какие-то чувства. Но это как пьяного будить – нет смысла толкать, пока не проспится.
Он ей звонит, не скрывается и не врет, что не один в аэропорту, правда делает это завуалировано, мол: «Ну какое это имеет значение?». А еще раз ей соврал, что женится. Михаил ей говорит, что все в жизни бросит ради нее - только позови, но он чувствует, что за свою любовь она бороться не будет, в ней вялое равнодушие, холодная стена.
Да и жизнь с такой – тоска, лишенная страстей и ярких красок. Да и с ним не сладкая - сплошные страсти. Разные они - по жизни и темпераменту, поэтому Михаил не такой уж и монстр.
Бабушка Ромы. (Т.Пельтцер)
А вот ее оправдать сложнее всего, но можно. Бабушке в принципе не понятно это чувство – любовь. Непонятно даже как у нее сложилась в прошлом жизнь, и она родила Веру. Она осуждает любое проявление любви! Помните эпизод, в котором бабушка хвастается своей хорошей формой перед почтальоншей и говорит ей: «Твои болячки известно откуда – от твоего замужа в 16 лет!»
Ну а как можно винить человека, если не понимает он этого чувства, не испытал никогда? Бабушка не пыталась понять и выслушать внука, она была движима одной идеей: «Спасти Рому от порочной семьи, от порочной девчонки, повязать веревками, цепями, но спасти его!». Хоть и пожилая женщина, но мудрости совсем нет, вот и своей дочери Вере она не смогла ее передать.
Честно говоря, мне все эти антигерои тоже несимпатичны, но очередной раз, пересматривая этот любимый мною фильм, я попыталась понять – что они-то чувствуют, даже такие эгоисты? Возможно, у меня немного это получилось.