Найти тему

Правила фрилансера при общении с заказчиком

За время работы на фрилансе пришлось много пообщаться с разными заказчиками. С одним всё складывает легко и беззаботно, вы как будто дополняете друг друга и кайфуете от процесса. С другими же каждый новый этап даётся с боем. Поэтому для новичков будет полезна эта информация. Вот мой небольшой свод правил в общении:

  • Заказчика не надо "спасать", занижая стоимость своих услуг
  • Если есть мысли, далекие от тз, предложите их вместе с тем, что есть в тз. лучше в виде наброска, чтобы предоставить выбор. Но самодеятельностью заниматься не надо
  • Четко ограничьте зону своей ответственности: это сделаю я, а это - не я, т.к. не умею/нет материала/...
  • Если видите, что заказчик действительно не понимает, чего хочет, либо совершенно не разбирается в вашей отрасли, разберитесь в ситуации и помогите составить тз по наводящим вопросам ДО назначения цены.
  • Если человек пришел к вам за услугами, то, скорее всего, он очень плохо разбирается в этом деле. Помогите ему: объясните, что сделаете, что от него требуется, что он может ожидать, а что нет
  • Возможно, вам придется объяснять поставленную цену)
  • Если будете сомневаться в себе и цене за свои услуги, заказчик тоже начнет
  • Без тз невозможно оценить стоимость и объем работ
  • Всегда помните о часах, которые вы вкладывали в обучение и практику. Навык - это специализация. специалисты оплачиваются дорого, потому что только они могут решить конкретную проблему.
  • Не путайте тз с четким планом от арт-директора "что, как, зачем, почему и после какого пункта"
  • Показывайте этапы работы
  • Предлагайте новые решения, если считаете, что они лучше, но доказывайте почему
  • Ваша специализация - ваша ответственность

    А каким правилам придерживаетесь вы?)