Найти тему
Вместошкола Vmestoshkola

Эстонские дети - №3 в мире

"...Тепперь даллеко..."
"...Тепперь даллеко..."

КОНСПЕКТ ДОКЛАДА ЭСТОНСКОГО МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ, 2019

Почему именно эстонского? Эстония – на третьем месте в мировом рейтинге уровня развития 15-летних школьников PISА (2015, https://multiurok.ru/blog/u-rossiiskikh-shkol-nikov-probliemy-s-iestiestviennymi-naukami-riezul-taty-pisa.html ). Россию найдите сами:).

Принято считать, что Эстония много перенимает у Финляндии – давнего чемпиона PISA, но я не беру на себя ответственность это подтверждать или опровергать. Факт в том, что финны провели реформы и вышли в топ рейтинга довольно давно, а эстонцы - четыре года назад. Итак, что у более разворотливых соседей есть примечательного и поучительного:

  • Считается, что эстонское образование — инновационное, однако оно довольно консервативно. От детского сада и до ВУЗа все жестко идет по утвержденной программе обучения;
  • В младших классах детям дается мало выбора. Есть обязательный набор дисциплин, и учитель волен сам решать, что с ним делать, но дети учатся только тому, что в программе;
  • Уроки искусства и музыки в начальной школе обязательны. Это - развивает.
  • Хотя в мире не прекращаются дебаты о навыках XXI-го века — креативность, умение решать проблемы и задавать правильные вопросы, способность рисковать итп, консерватизм системы образования Эстонии состоит в том, что здесь одобряются все новые навыки, но в основе образования — получение фундаментальных знаний. «Использовать критическое мышление определенно нужно, но только после знакомства с фактами»;
  • То же - по поводу цифровых средств в обучении. Это важно и полезно, но необходимо уметь читать и писать. Digital не заменяет бумагу, это просто один из методов обучения. Новые навыки не отрицают необходимость получения «старых». В эстонских детских садах есть занятия по робототехнике, а в младших классах дети обучаются программированию, но в основе образовательной системы — знание фактов и получение фундаментальных знаний. "Спорить и обсуждать — это хорошо, но никому не интересно спорить с глупым человеком";
  • Спецшкол нет, но уделяют много внимания тому, как не демотивировать одаренных учеников. Для таких детей создается индивидуальный план обучения. С помощью цифровых материалов ребенок может физически находиться в классе со сверстниками, а по программе шагнуть далеко вперед;
  • Доверие учителям — ключевой фактор успеха. Есть набор тем и дисциплин, а порядок, форма и подача — дело учителя. Учителей не проверяют;
  • Основное препятствие для массового внедрения современных подходов (например, phenomenon based learning, где после получения базовых знаний появляется возможность углубиться в междисциплинарное изучение явлений) — сопротивление родителей. (Это как и у нас);
  • Изучение явлений, как и программы предпринимательства у школьников - это (пока) не мейнстрим, а дополнение к базовым знаниям.

Борис Рохин