Найти в Дзене
8 1/2

КИНОРЕЖИССУРА часть пятая ХАРАКТЕР

КИНОРЕЖИССУРА

ХАРАКТЕР

Характер определяет, что и как делает персонаж.

"Что?" - чего он хочет, что для этого предпринимает, и что из предпринятого осуществляет, а что не осуществляет?

"Как?" - это значит обдуманно или спонтанно, увлеченно или безразлично, решительно или нерешительно, весело или ворчливо.

Требования к характеру:

1. Характер должен быть правдоподобным, живым естественным, индивидуальным.

2. Характер должен быть определенным и ярким.

3. Характер может быть или последовательным или

непоследовательным.

4. Характер должен раскрывается в действии.

Способы задания характера:

Способы зависят от жанра (мера условности в отображении форм действительности):

1. «Мольеровский» способ задания характеров - в этом случае характер дается уже определенным с одной или двумя чертами. Он не меняется в меняющейся обстановке действия. В этом же случае характер может быть задан условно в поэтической или фантастической интерпретации.

2. «Шекспировский» способ - характер дается в становлении, в развитии. Раскрытие характера может быть как без перерождения, без перехода в свою

противоположность, раскрытие может быть с перерождением, с переходом в свою противоположность.

Когда характер с перерождением возможно два варианта:

1. Когда характер дается на сломе, в резком сложном переходе в свою противоположность.

2. Когда характер дается в накоплений определенных качеств, которые меняют его жизненную позицию постепенно (сущность)

Раскрытие характера:

Что значит характер раскрылся - это значит что определилась его сущность, суть. Это психологически-мотивированная философско-нравственная позиция персонажа, изменение которой рассматривается через призму внешнего и внутреннего конфликта.

Способы, раскрывающие характер:

Сочетание трех позиций - размышление, поступок, эмоции.

Мы можем пользоваться как всеми тремя позициями одновременно, так и двумя, так и одной.

Размышления - только размышления может привести к подмене

действия, потере зрительского внимания.

Если удается найти сочетание размышлений и действия.

Поступок - распространенная форма. Передаем ход мысли и выбор, принятие и нравственный выбор, а потом непосредственно поступок.

Бывает несоразмерность поступка и принятия решения.

Эмоции - реакции на внешние и внутренние впечатления.

Не сами события составляют действия, а реакция на них.

Переходим к переживаниям персонажа, ищем вход в его внутренний мир, важно найти сопереживание для зрителя.

Не сами поступки или действия важны, важно какой эмоциональный отклик находят в душе персонажа.

Если существует все эти три позиции, это дает объем для характера.

Если идет трансформация хотя бы одной из трех позиций, то характер тоже меняется. Если характер меняется, то это значит что история подходит к концу.

Трансформация происходит под действием необычайных обстоятельств.

Сопоставление характеров, сравнение.

Определяются черты характера и его состояния.

В чем секрет? Он состоит в том, что если мы сделали сопоставление в начале, то зритель продолжает сопоставлять характера и дальше и за границами фильма.

Сопоставление не имеет конца, действует постоянно.

В сопоставлении и мы используем связи двоякого рода. Как

горизонтальное действие между характерами, так и ассоциативное по вертикали.

Нарушение привычных сложившихся связей. Это дает нам выявить сущность характера в обновленной форме

(скверный анекдот - пример).

В этой форме мы сразу получаем металл из руды.

Ограничение. Шесть планов - деталь, крупный, первый средний, средний, первый второй, общий, дальний.

По лицу слушающего мы можем понять что говорит другой персонаж.

Подтекст никогда не выявляется без ограничения. Это может быть и вербально и визуально.

Ограничения всегда связаны с тем как мы разбудили зрительскую фантазию.

Выведение автора на экран.

В начале, при помощи автора, раскрываем событие, потом какие-то внешние черты. Авторское отношение к событию и характеру. Если автор довесок это недопустимо.

Автор должен быть частью изобразительной системы.

Попытки соединения несоединимых качеств. В одном фильме

пытаемся соединить комедию и трагедию, лирику и патетику, быт и поэзию. На этом соединении очень часто раскрывается характер, его суть. Это не очень глубокая как правило суть, но может быть привлекательна для зрителя.

Соедините жизнь и смерть, честь и бесчестите.

Субъективное, объективное.

Продолжение в следующей статье.

ссылка на продолжение