Найти тему
Проза жизни (Сергей Шангин)

ФАУ-1 и камикадзе

Оглавление
Автор: NASA - http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/mercury/mercury_redstone_3/html/s61-01918.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14751117
Автор: NASA - http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/mercury/mercury_redstone_3/html/s61-01918.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14751117

Первый полет американского астронавта почти в космос вызвал огромный восторг в Америке. Еще бы Алан Шепард стал вторым человеком и первым американцем, отправившимся в космос. Справедливости ради стоит отметить, что это был суборбитальный полет по баллистической траектории. При этом Шепард был на вершине славы всего 15 минут, приступив, собственно, к посадке.

Несмотря на то, что отправка первого американца в полет не обошлась без накладок, ему пришлось опорожнить мочевой пузырь непосредственно в скафандр из-за непредвиденной 4-х часовой задержки старта, тем не менее, полет состоялся. И отцом ракеты был небезызвестный Вернер фон Браун – родоначальник немецких ракет Фау-1 и Фау-2.

«Фау-2» (от нем. V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия; другое название — нем. А-4 — Aggregat-4, агрегат) — первая в мире баллистическая ракета дальнего действия, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны.
Первый пуск состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск — 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек, обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании, в особенности отличающийся большой площадью город Лондон)
«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт, достигнув при вертикальном запуске высоты в 188 км. Это произошло в 1944 году.

Алан Шепард взлетел несколько ниже, тем не менее, параметры его полета весьма близки к результатам Фау-2.

5 мая 1961 года ракета-носитель «Редстоун 3» вывела космический корабль-капсулу «Меркурий-Редстоун-3» («Фридом-7») на баллистическую траекторию суборбитального полёта. Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 километров и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 километрах от точки старта. Полёт длился 15 минут 28 секунд. В NASA не предусмотрели в космическом корабле возможности удовлетворения астронавтом естественных человеческих потребностей[2]. Поэтому Алану пришлось справить нужду в свой костюм во время ожидания старта.
Автор: NASA - NASA Image of the Day, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15119855
Автор: NASA - NASA Image of the Day, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15119855

Сравнив эти два факта, а также то, что ракета Фау-2 совершала суборбитальные полеты, я предположил, что прагматичные немцы не могли пройти мимо возможности использования ручного управления такими ракетами, так как автоматическое управление имело низкую точность попадания. Тем более, что Алан Шепард летал на ракете, прототипом которой была как раз А-4 – одна из поздних модификаций Фау-2.

Сам Вернер фон Браун весьма скептически относился к идее пилотируемого полета, отлично понимая, что это дорога в один конец – никто и ничто не сможет спасти пилота, управляющего ракетой. Тем более, если ракета Фау-1 летала достаточно низко и в принципе могла быть пилотируемой, как обычный самолет, то Фау-2 перед выходом на цель поднималась на высоту в 100 км. Это требовало создания систем жизнеобеспечения для одноразового пилота, что и делало всю идею бесперспективной. Ракеты итак демонстрировали не очень хорошие результаты, каждая третья взрывалась на старте, часть ракет не долетала до цели, часть настолько отклонялась от нее, что ее взрыв носил лишь пугающий эффект. Более того, ракету Фау-1 можно было сбить с пути прикосновением крыла атакующего самолета или его воздушной струей. Можно было и сбить, как обычный самолет, что и делали английские летчики. Фау-1 летела строго по баллистической траектории, управляясь системой стабилизации, основанной на трех гироскопах и высотомере. Если бы в ее полет можно было ввести момент маневрирования, а также ручного уточнения при наведении на цель, ракеты имели бы гораздо более страшные воздействия на противника, а желающих отправиться в последний полет в нацистской Германии было предостаточно.

Одним из таких энтузиастов была прославленная летчица Люфтваффе Ханна Райч - первая женщина-испытатель ракетных самолётов (Германия).

Ханна Райч - первая женщина-испытатель ракетных самолётов (Германия)
Ханна Райч - первая женщина-испытатель ракетных самолётов (Германия)
Райч была пилотом самолёта, на котором Адольф Гитлер летел на партийный съезд в Нюрнберге. Ее полеты все чаще появляются в киножурналах. С 1933 года Ханна - летчик-испытатель в Дармштадтском исследовательском институте, она пользуется любым поводом освоить новые просторы: парит над Бразилией, участвует в соревнованиях по планеризму в Финляндии, не уезжает с соревнований без медалей. С 1937 года пилот-инструктор Люфтваффе, эксперт по авиационным исследованиям, она испытывает самолёты Юнкерс-87 и Дорнье-17 в пикировании.

При награждения в Бертесгадене, получая из рук самого Гитлера эту награду, Ханна высказала идею о создании отряда летчиков-камикадзе, которые управляли бы специально разработанными для таких целей модификациями ракет Фау-1. Однако Гитлер и прочие руководители Рейха не считали идею смертников приемлемой. Тем не менее Ханна начала сама создавать отряд пилотов-смертников, записавшись туда первой.

Поддержал Ханну и Отто Скорцени, который к концу войны сформировал группу в 200 человек, готовых стать смертниками. Дело было за техникой. Надо было беспилотный ФАУ-1 превратить в пилотируемый.

Именно благодаря мужеству и опыту Ханны удалось посадить первый прототип управляемой ракеты-самолета. В кабинах различных версий «Рейхенберга» Ханна Райч совершила несколько десятков полётов. Закончив программу испытаний, она приступила к обучению инструкторов, которые должны были готовить пилотов-смертников. Инструктор и ученик должны были совершать планируемые полёты на двухместном варианте Фау-1. К моменту завершения программы в феврале 1945 года было построено 175 летающих бомб Р-4 и подготовлена первая группа пилотов-самоубийц из 70 человек. Райч одной из первых записалась в отряд пилотов-смертников. "Добровольно записываюсь в группу летчиков-камикадзе в качестве пилота управляемой ракеты. Я полностью уведомлен в том, что такое решение приведет к моей смерти," - под этими словами ставили свои подписи все лётчики отряда.

Рейхенберг-IV
Рейхенберг-IV
Первые опытные образцы "Рейхенберга-IV" не имели системы аварийного спасения летчика. На серийной же машине предполагалось установить простейшее устройство для аварийного покидания пилота через нижний люк "Райхенберг-IV" имел размах крыла 5,7 м и длину 8 м, взлетный вес 2250 кг, а боеголовки - 850 кг Ожидалось, что максимальная скорость достигнет 800 км/ч, дальность полета (при сбросе с высоты 2500 м) 330 км, а продолжительность - 32 мин.
Источник - журнал "Крылья Родины" №3 2001г. стр.24
-5

Технические характеристики

Fieseler Fi 103 «Райхенберг»

  • Размах крыла: 5,7 м
  • длина: 8 м
  • Взлет. вес: 2250 кг
  • максимальная скорость: 800 км / ч (2440 м)
  • Дальность: около 330 км (на высоте 2500 м)
  • боевой заряд: 850 кг Аматола
  • привод: 1 × Argus As 014 — импульсный двигатель с тягой 3,4 кН (350 кп)
  • время работы двигателя: 32 мин

Всего было четыре типа:

  • Райхенберг I — тренировочная версия (планер).
  • Райхенберг II — тренировочный планер, двухместная с кабиной инструктора за кабиной (с посадочной лыжей).
  • Райхенберг III — тренировочная моторная версия. (с двигателем и посадочной лыжей)
  • Райхенберг IV — боевая версия ( без посадочной лыжы).

Таким образом, волею случая Вернер фон Браун уже во времена фашистской Германии работал над темой пилотируемого полета. Да, не совсем в такой постановке, как это было с Аланом Шепардом, но человек был причастен к полету самолета-ракеты.

Ханна Райч вместе с Вернером фон Брауном, 1961 год
Ханна Райч вместе с Вернером фон Брауном, 1961 год

Честно говоря, в поисках материалов я преследовал цель не столько доказать, что нацистская Германия причастна ко всем успехам США в космосе, сколько найти упоминание о немецких камикадзе, которые должны были увеличить эффективность супер-оружия Гитлера. Что было бы, доведи они эти разработки до конца, с Англией и Лондоном, сказать сложно, ведь история не терпит сослагательного наклонения, но камикадзе были не только в Японии.

Друзья, огромная просьба, если понравилось прочитанное, не забываем ставить лайки и подписываться! Вам не сложно, автору бальзам на душу!

>>>>> Книги Сергея Шангина в издательстве Ridero

© Copyright: Сергей Шангин, 2019

Наука
7 млн интересуются