КИНОРЕЖИССУРА
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Разберем недостатки речевого общения:
1) излишне информативное, страдает многословием, многомыслием.
2) речевым общением стремятся подменить изображение и действие.
3) речевое общение очень часто обезличенно. Невозможно сказать, закрыв глаза, что за персонаж это говорит.
Требования к речевому общению:
Оно должно быть действенным. Это означает, что с одной стороны это должно быть частью развивающегося действия, а с другой - оно само должно развивать действие.
2) Подтекст.
3) Конфликтность речевого общения.
4) Сочетание в речевом общении слов и изображения.
5) Естественность речевого общения при максимуме выразительности.
Мы понимаем выразительность как подчиненность задачам
сцен, эпизодов, непрерывности, характеров и общему идейно-художественному замыслу.
Рассмотрим подробно.
1) Действенность.
Действенность понимается так - для того, чтобы проявилась
действенность речевого общения, необходимо, чтобы в
сцене или эпизоде одновременно решалась не одна задача, а
не несколько.
Чем больше задач одновременно решается в сцене или в эпизоде, тем многообразнее функции речевого общения.
Критерием действенности является - непосредственное развитие действия, а не передача информации.
Факторы формирующие действенность на экране:
- характерность - соответствие характеру персонажа. Кем говорится, что говорится и как говорится.
- определенность содержания речевого общения в каждый момент экранного действия - должны быть понятны и определены мысли, желания, намерения.
- максимум содержания при минимуме средств выразительности (не количество слов, а значимость сказанного).
- сочетание слов и пауз.
Слова должны рождаться на глазах у зрителя.
ПОДТЕКСТ
Подтекст - это конечный смысл, который до поры до времени скрыт. Это то, что подразумевается и до поры до времени не говорится. Речевое общение может быть прямым и косвенным.
Прямое речевое общение - речь персонажа, которая прямо и явно выражает его мысли намерения и чувства.
Косвенное речевое общение - речь персонажа, которая косвенно выражает его мысли намерения и чувства.
Основные характеристики подтекста:
- всегда создается ощущение, что подтекст в сцене для всех персонажей один и тот же, а потом оказывается, что у каждого персонажа контекст свой, когда сцена развивается.
- подтекст и существует для того, чтобы показать на сколько различны мысли намерения и чувства.
- подтекст развивает и раскрывает конфликт. Он вызывает изменение в отношениях между персонажами.
- подтекст до поры до времени скрыт, открывается всегда в
контексте действия.
Монолог - частный случай диалога и наоборот.
Надо стремится к тому, чтобы монолог выглядел как диалог и наоборот, тогда это будет действенно и интересно.
Монолог - сцена, содержанием которой является внутренняя борьба персонажа с самим собой.
Чаще всего это борьба с отсутствующим противником. Это действенное самопознание.
Диалог может выполнять две задачи:
- психологическая подготовка драматического момента действия или раскрытие психического состояния персонажа после пережитого потрясения, то есть тогда когда персонаж продемонстрировал на экране узнавание сильного драматического столкновения.
Конфликтность.
Конфликт - двигатель и сюжета и фабулы. Он заставляет персонажа и действовать и совершать поступки.
Значит конфликт заставляет характеры максимально раскрыться и максимально развиться, он выявляет систему взаимоотношений между характерами, автоматически значит, что конфликт развивает речевого общения.
Кино снимается только ради жеста! Жест - это самое главное, что присутствует на экране. Он может быть или авторским (движение трансфокатором, панорама и т.д.) или жестом персонажа.
Поговорим о сочетаниях речевого общения.
Жест может быть более заметным и менее заметным.
Если характер разрабатывается на должном уровне, в этом случае жест является ключом к внутреннему миру персонажа автора. Речевое общение строится на способности автора и зрителя видеть жест, а это требует особой чувствительности. Необходимо видеть персонаж во всей полноте его внешних проявлений: движение,
мимика и жесты.
Движение отличается от действия тем, что последнее имеет цель, а первое является жестом.
На сочетании видимого и слышимого строится речевое общение в кино.
Видимое - деталь, объект, мимика, жест.
Слышимое - слово, интонация, строй речи, манера говорить.
Сочетание видимого и слышимого в этом случае даст нам раскрытие сущности характера, системы взаимоотношений между характерами и движение мыслей и чувств.
О правилах поговорим в следующей статье. Следите за публикациями.