Найти в Дзене
Анатолий Подшивалов

Как наши экс-шифровальщицы вычисляли "шпиёна Гадюкина"

В.Драгунский «Смерть шпиона Гадюкина»
В.Драгунский «Смерть шпиона Гадюкина»

По ТВ прошел сериал «Шифр» или «Шифровальщицы» основанной на идее, купленной у создателей английского сериала «Bletchley Park code» или «Код убийства». Канва сюжета вроде одна и та же: четверо молодых женщин-шифровальщиц, оставшихся «не у дел» после войны, объединяют свои усилии в борьбе со злом.

Героини нашего и английского фильма
Героини нашего и английского фильма

Как вы можете видеть на вырезках из двух постеров, есть даже некоторое сходство героинь. Но вот английские шифровальщицы после войны занимаются поисками уголовников и маньяков, а наши в первой серии решили вспомнить былые навыки и разоблачить «всамделишного шпиона». Правда, причем здесь немецкая шифровальная машинка «Энигма», которую «воткнули" на наш постер, никто не знает – в фильме она даже не мелькает, все выкладки бывших шифровальщиц базируются на школьной математике и здравом смысле, шпион и вовсе оказался радиолюбителем. Впрочем не будем забегать вперед: все по порядку… Итак, наши телевизионщики решают идти собственными непроторенными путями, адаптировав действие к Москве 1956 г. Как известно, в это время над территорией СССР начали полеты самолеты «Локхид У-2», проходившие практически над Москвой, в связи с чем потребовалось модернизировать ПВО и разрабатывать зенитные ракеты. Вот за этими-то секретами и охотится шпион, совершающий убийство полковника ПВО, которому одна из героинь, работающая ныне официанткой в ресторане, делает рефераты для учебы в Академии, прикладывая к ним карты ПВО Москвы 1945 г. (из личных запасов). Но шпион разоблачает подлог и, в сердцах, убивает полковника профессиональным ударом ножа прямо в сердце, так что подозрение падает на официантку (поскольку встреча шпиона с полковником и полковника с Анной происходит в подсобке ресторана. только разнесена по времени на 10-15 минут). Анну арестовывают за убийство (на отпечатке ножа с кухни ресторана следы ее пальцев) и вызволять ее начинают подруги, которые, видя бездарные потуги МУРа, берут расследование на себя. Итак, убийство, шпионаж – все как в сериале «Операция «Сатана» про похождения сыщика майора Черкасова: там тоже убивают сотрудницу секретного НИИ, занимающегося баллистическими ракетами и в этом НИИ трудится агент ЦРУ в ранге одного из главных конструкторов. Далее – несколько предложений про этот фильм, с которым мы сравним «Шифр». Несмотря на то, что внимательный зритель сразу мог увидеть часть лица убийцы, отраженную в зеркале в момент убийства, этот сериал держит в напряжении до конца: кто же из двух главных конструкторов связан с ЦРУ. И в конце выясняется, что шпион, которого играет актер Ильин, главный двигателист - конструктор Медников: симпатичный дядька, готовый защитить своих сотрудников от начальства, рискующий жизнью при экспериментах, хороший семьянин, в общем, человек, положительный во всех отношениях, но – шпион, которого подвигло на сотрудничество с врагом чувство обиды. Тот же, кого навязывали зрителю в шпионы авторы сценария – конкурент и конструктор альтернативного ракетного двигателя Десницкий: желчный и злой эгоист, к тому же любовник (трусливый) начальницы первого отдела, всячески выгораживаюшей его при проведении расследования, оказался замешанным в спекуляциях похищенной лабораторной платиной (и кто теперь будет делать ракетные двигатели?).

Два конструктора ракетных двигателей из сериала "Операция "Сатана" - кто бы мог подумать, что обаятельный и смелый дядька в исполнении Ильинаконструктор Медников -, и есть шпион...
Два конструктора ракетных двигателей из сериала "Операция "Сатана" - кто бы мог подумать, что обаятельный и смелый дядька в исполнении Ильинаконструктор Медников -, и есть шпион...

Вернемся к е «Шифру»: в конце концов, с помощью школьной математики «из пункта А в пункт Б», (одна из героинь, Ирина – учительница математики и жена зав отделом московского обкома КПСС, курировавшего секретные разработки ПВО, чего в реальности не могло быть) и помощи судмедэксперта – подруги и соседки Ирины, доказана невиновность Анны и ее выпускают Следователи МУРа хотят использовать Анну как приманку -«живца», чтобы выйти на след убийцы, поскольку их версия к тому времени рухнула в связи со смертью подозреваемого сообщника Анны от такого же профессионального удара ножом в сердце, которого она, сидя в камере, никак выполнить не могла. Ирина же, совершенно случайно встречает своего сослуживца по разведработе, который занимался радиоперехватами и радиоигрой – теперь он ведет кружок радиолюбителей во Дворце пионеров. Этого сослуживца все героини считали погибшим в 1944 г. во время бомбежки штаба. Узнав, кто муж Ирины, радиолюбитель напрашивается к ним в гости, после чего со стола в кабинете мужа пропадает секретный график испытаний ракет (забегая вперед, график так и не нашли, интересно, как обкомовец будет отчитываться за утерю секретного документа, к тому же, принесенного им домой). Теперь надо немного раскрыть предысторию. Дело в том, что никто из близких наших героинь, включая мужа Ирины, не знает ничего об их военном прошлом – они дали подписку о неразглашении. При этом и создатели фильма во всех анонсах, рекламе диалогах называют своих героинь «сотрудницами ГРУ». Но, сценарист забыла посмотреть, чем занимался ГРУ, из штата которого в августе. была выделена Служба военной разведки, реорганизованная в Разведывательное управление Генерального штаба (Приказ НКО № 0071 от 19 апреля 1943 г.). Девушки, судя по всему, служили в 8 отделе РазведУпра ГШ, занимавшимся аналитической и шифровально-дешифровальной работой. ГРУ занималось диверсионной и агентурной работой за линией фронта и дублировать упомянутую службу, находившуюся в структуре ГШ и подчинении Ставке ВГК, ГРУ было строжайше запрещено. После войны обе структуры опять слили в одну под старым «брендом» ГРУ. Генеральный штаб и Ставка, размещались, как известно, в Москве, поэтому на фронт девушки не выезжали (видимо, с этим связано то, что Соня, самая молодая из четверки, человек-компьютер с феноменальной памятью, панически боится трупов). Так что ,погибли двое мужчин- сослуживцев девушек, командированных ближе к линии фронта в войсковой штаб. Но тут на прием к обкомовцу-мужу Ирины приходит один из них, ныне - ведущий инженер одного из заводов, выпускающих «изделия» для ПВО и узнает на фотографии жены обкомовца, стоящей на столе, свою коллегу по разведработе. Он остановился в гостинице и дает мужу Ирины свой телефон – она приглашает его в гости и извещает подруг и сослуживца-радиста (к тому времени он уже вхож в дом обкомовца, сын Ирины занимается у него в кружке и вообще, он обаятельный, добрый и любит детей) о еще одном вернувшимся из небытия. Ирина приглашает инженера в гости, а подруги под руководством бывшей начальницы группы Екатерины погружаются в очередной «мозговой штурм». У Екатерины самая несчастливая судьба из всей четверки, после войны, подполковник с боевыми орденами, она была репрессирована и ей дали 7 лет лагерей. Муж с ней развелся, дочь не признает ее, но все живут в квартире Екатерины, полученной от Министерства Обороны, причем она ютится в крошечной комнатушке без окна. Екатерина полностью реабилитирована, ей вернули награды (в конце фильма она появляется в библиотеке с орденскими планками), ее не выписали на «101 километр», то есть квартира – ее, но, в конце концов она снимает угол у уборщицы библиотеки, где работает и где собирается ее группа для «штурмов». Причем, там Екатерина – волевой командир, организующий работы, но, возвращаясь домой, она превращается в безвольного человека, не способного постоять за себя в быту. Екатерина предлагает посмотреть личные дела коллег и они все вместе (библиотекарь, учительница, официантка и машинистка) отправляются в архив Министерства Обороны, где им спокойно дают возможность посмотреть личные дела офицеров разведки, которых в архиве МО и не должно было быть (прошло всего лишь десять лет с окончания войны, многие живы, как и их начальники, воинские части, упомянутые там все еще в большинстве своем существуют и в деле есть все биографические и даже антропометрические данные) Последние и дают возможность установить размер обуви убийцы (Соня запомнила след на месте убийства одной из свидетельниц: произошло еще два убийства, шпион убирал свидетелей). Надо ли говорить, что случайным людям «с улицы» никто никаких дел 10-летней давности смотреть не даст, а дела офицеров ГРУ (вспомним, что после войны это опять стало одно ведомство) и хранятся в спецархиве ГРУ, с очень, ограниченным, мягко говоря, доступом. Но, видимо, эти нюансы незнакомы сценаристам (у нас все архивы, по их мнению, открыты: приходи кто угодно и читай, что угодно) и героини тут же выясняют, у кого подходящий размер обуви и, кроме того, оказывается, что инженер был ранен и в разведку не вернулся, а вот радиолюбитель продолжал ездить по штабам и их регулярно бомбила вражеская авиация, но налеты были уже тогда, когда его в штабе не было). Вместо того, чтобы сообщить эти данные следователю, Ирина с Анной возвращаются домой и узнают от соседки-судмедэкперта, что инженер сегодня попал под трамвай и погиб. Кроме того, Анна слышит, как сын Ирины тренируется дома работать ключом передатчика (как ему показал руководитель кружка), и узнает знакомый почерк – тот самый, которым кто-то передавал шифровку из штаба, после чего штаб разбомбили (это в Москве в 1944 г., учитывая то, что девушки не покидали столицу всю войну ?!). Сопоставив эти сведения, Ирина едет во Дворец пионеров и застает коллегу-радиолюбителя работающим ключом на передатчике (в Москве 1956 г , видимо, нет радиопеленгаторов). Шпион, естественно отпираться не стал и попытался задушить Ирину, но тут подоспели все же вызванные подругами сыщики МУРа (но не КГБ) и обезвредили шпиона. Анна, услышав, знакомый код морзянки, правильно завершила передачу, удивив следователя. Вот так заканчивается «шпионская часть» сериала, в дальнейшем боевая четверка шифровальщиц раскрывает пособника нацистов, женщину-убийцу из наркобанды, которая жестоко расправлется с подельниками и чуть было не убивает дочь Екатерины, оказавшуюся случайной свидетельницей убийства, затем, раскрывая очередные загадочные убийства, выявляет деятельность руководителя артели инвалидов, собирающегося устроить взрыв в обкоме, чтобы отомстить за бесчеловечное отношение к его отцу-инвалиду. Муж-обкомовец, кстати, уже знает о том, что его жена была майором разведки и имеет боевые ордена, так же как и ее подруги. Это он узнает из их личных дел, посетив тот же архив МО, видимо, создатели фильма решили, что человек с допуском может знакомиться с любыми секретными документами где угодно и когда угодно (интересно, проверили ли наличие допуска к сов. секретным документам у библиотекаря, учительницы, официантки и машинистки). А что же прототип отечественно сериала? Верно показав в начале работу разведки, дешифровальные машины и применение высшей (а не школьной) математики для дешифровки, героини английского «Кода Блетчли» вовсе не ловят шпионов, а занимаются поиском маньяка-убийцы. Антураж эпохи передан во всех фильмах хорошо (не без мелких погрешностей, конечно, например Анна звонит по телефону-автомату с верхним расположением монетоприемника – такие появились лет на 20 позже). Конечно, «Шифр» снимался не в МУРе - этого только Говорухин в «Месте встречи..» мог добиться, а в Тимирязевской академии, в «Сатане..» МУР вообще снят в офисном здании на проспекте Мира. И, естественно, как и во всех фильмах путаница с наградами орденскими планками – появляются несвойственные ленточки еще не выданных юбилейных медалей и отсутствуют обязательные для того времени Достоверность награждений – вообще слабое место нашего кинематографа, создается впечатление, что костюмерам хочется навешать их побольше, покрасивее и как попало.

-4

Личное дело Ирины
Личное дело Ирины

Так и в фильме «Шифр»: из материалов личного дела Ирины, которое просматривает ее муж, видны многочисленные благодарности от начальника ген Штаба, и награды с марта 1942 г по июнь 1944 (далее мы не видим страницу дела, а там явно были еще награды до 1947 г, когда Ирины была выведена за штат): 2 ордена Красной Звезды и две медали «За отвагу», при этом, Ирина досрочно получала звания от лейтенанта до майора. Надо сказать, что очень уважаемая фронтовиками медаль «За отвагу» вручалась рядовому и сержантскому составу РККА и, лишь в редких случаях, младшим офицерам за личную храбрость на поле боя. Те же медали «За отвагу» (у Анны их тоже две, одна из которых - старого образца), мы видим на фото чертверки в 1944). Господа кинематографисты, все же, снимая фильмы о войне, надо хоть немного разбираться в боевых наградах!

Подведем итог: в обоих сериалах сыщики раскрывают козни обаятельных, добрых и смелых шпионов, впрочем, они и не должны быть похожими на злого Гадюкина из рассказа детского писателя Драгунского. В обоих фильмах хорошо передан «дух эпохи» и они нравятся зрителям, особенно женской аудитории, так что явно будет продолжение – любовно-бытовые линии еще только намечены. Конечно, есть неточности – видимо, сценаристам и костюмерам не следует так полагаться на собственный опыт (сами знаем, как надо снимать), а приглашать опытных консультантов.

Всем всех благ, будут еще рецензии (и смешные тоже!).Два

Эти материалы были опубликованы мной в газете "Военно-промышленный курьер" и на сайте Faleristika.info.ru