Неожиданный взгляд на известный цикл 1960-х
Фантастика в советской литературе присутствовала практически с самого ее рождения.
В довоенные годы на этой ниве отметились Алексей Толстой с незабываемой "Аэлитой" и "Гиперболоидом инженера Гарина", Григорий Адамов с "Победителями недр", а также Александр Беляев с его многочисленными повестями. В послевоенное время появилась целая плеяда блестящих фантастов - Иван Ефремов, Александр Казанцев, братья Стругацкие, Кир Булычев и многие другие.
Однако все это были мастера научной фантастики. А вот жанр фэнтези в советской литературе был практически неизвестен. Писать о вымышленных мирах с магией, древними расами и прочими знакомыми нам по западным образцам атрибутами фэнтези в СССР было как-то не принято.
Однако есть один цикл повестей, появившийся в 1960-е годы, который все-таки можно отнести к этому жанру. Просто мало кому приходило в голову посмотреть на него именно под таким углом.
Существует теория, согласно которой титул первого советского фэнтези заслуживают произведения Александра Волкова о Волшебной стране. Не спешите удивленно вздымать брови и скептически хмурить лоб, сейчас все объясним.
Смотрите сами, какие приметы фэнтези присутствуют в этом цикле:
- некая цивилизация с чрезвычайно ограниченной возможностью доступа из нашего мира;
- проработанная карта этого мира с границами государств и разнообразным ландшафтом;
- развитая система магии, имеющая при этом свои законы и пределы;
- набор из нескольких рас со своими специфическими способностями;
- продуманная мифология и история, уходящая вглубь на много веков;
- магические артефакты (серебряные туфельки, серебряный обруч, серебряный свисток, летающий коврик и т.д.).
Есть даже драконы. Причем с наездниками. Помните про Ойххо?
Кроме того, у нас имеются попаданцы - Элли, ее сестра Энни, дядюшка Чарли, Фред Каннинг. Они активно принимают участие в борьбе противостоящих сил - типичный сюжетный ход в фэнтезийных романах.
Здесь нужно обязательно оговориться - речь идет именно о продолжениях "Волшебника Изумрудного города", которые Волков начал писать в 1960-х годах (последние две книги вышли уже в 1970-х). И если "Волшебник" был прямым пересказом знаменитой сказки Лаймена Френка Баума, то остальные пять книг, где, собственно, выстраивается и прорабатывается вселенная Волшебной страны, совершенно оригинальны.
Пишите в комментариях, согласны ли вы с такой теорией?
_________________________________
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!
А еще приглашаем в нашу группу ВК "ЛитИнтерес". Там сейчас идет литературная дуэль. Мы ставим к барьеру двух знаменитых писателей или поэтов и спрашиваем вас, дорогие читатели, кто из них вам больше по сердцу.