КИНОРЕЖИССУРА
Запечатленное время.
Термин в 30-х годах придумал Барсен.
В 1967 году Тарковский реанимировал этот термин. Он писал.
Принцип этот заключается в том, что впервые в истории искусства, впервые в истории культуры человек нашел способ непосредственно запечатлеть время. И одновременно — возможность сколько угодно раз воспроизвести протекание этого времени на экране, повторить его, вернуться к нему. Человек получил в свои руки матрицу реального времени. Увиденное и зафиксированное, время смогло теперь быть сохраненным в металлических коробках надолго (теоретически — бесконечно).
Время, как и все другие связи, фиксируется, осмысляется и обогащается. Способ задания запечатления времени в кино носит фактический характер, то есть время в кино присутствует в виде факта, факт присутствует в виде прямого непосредственного наблюдения.
Фактом может быть событие, действие, движение, деталь, лицо человека, строй речи, взаимоотношение между людьми, костюм, обстановка.
Наблюдение - это высшее, что есть в кино. Это главный побудительный момент который создает автора, посредника между фактом и зрителем.
Через наблюдения автор проговаривается, он выдает свое отношение к тому, что он фиксирует, тем, как он это фиксирует и в какой форме.
Кинообраз - это наблюдение жизненных фактов во времени, организованное в формах самой жизни и по ее временным законам. Наблюдения, которые составляют кинообраз, должны быть поставлены так, чтобы составленные вместе они могли бы составить кинообраз. Время существует в кинообразе и наоборот.
Кинообраз, последовательность простых связей, которые
заканчиваются самой простой связью, она и выявляет конечный смысл.
Эта структура очень сильно интенсифицирует зрителя!
Нельзя путать кинообраз и символ.
Художественный образ вообще - способ и форма освоения действительности в искусстве которая характеризуется нераздельным единством смысла и чувств.
Способом в кино является киносъемка. А формой - наблюдение. Смысл же - это внутреннее логическое содержание постигаемое разумом.
Чувства - способность воспринимать внешние и внутренние
впечатления или процесс ощущения этих впечатлений.
Освоение действительности - это некое познание действительности.
Символ - нарушение естественной оболочки предмета, человека, события. Символ вскрывает предмет, передает только смысл, голый смысл, в отличие от кинообраза, который передает смысл и чувства.
Кинообраз не нарушает оболочку предмета, он как будто с ним взаимодействует, выявляет скрытую суть.
Кинообраз располагается в очень ответственных местах - вызывающее событие, кульминационное событие, завершающее событие, финальное событие.
Подлинный замысел дается там где есть паузы, где главным
становится невидимое, неслышимое.
Качества кинообраза:
- неповторимость.
- целостность (нельзя его разделить на составные части).
- убедительность каждого проявления.
- он обладает определенной энергетикой, живыми токами воздействует на зрителя. Это значит, что мы воспринимаем каждую простую связь как последнюю, а последнюю, как итог.
- откровение. Наиболее полное выражение типического в кинообразе. Что это значит? Это значит, что что-то известное нам мы видим как будто впервые. Чем полнее мы рассказываем о типическом, тем сильнее и уникальнее кинообраз.
-кинообраз обладает определенным ритмом.
РАЗНООБРАЗНОЕ РАЗРАБАТЫВАНИЕ СОБЫТИЙ
Событие должно быть разнообразное, увлекательное и интересное.
Характер (Шекспировская трактовка) - в развитии становлении с перерождением или без перерождения, с переходом в свою противоположность или нет.
События тоже разрабатываются интересно и увлекательно.
Ход событий в их причинно-следственной связи. Фабула - это повествование о событиях в их причинно-следственной связи.
Фабула это то, что было или могло бы быть на самом деле, до тех пор пока автор не присвоил себе право повествования.
Сюжет - это фабула, характеры и система взаимоотношений
между характерами.
Они даются в динамическом развитии.
Сюжет - это есть выражение активного намерения героя, за счет которого выражается активное намерение автора.
Выражение активного намерения героя основано на выборе такого содержания и такого взаиморасположения этого содержания (сцена, эпизоды и т.д.), которая дает возможность активно управлять зрительским вниманием, прогнозировать его развитие или изменения. Содержание основано на желаниях человека.
Как только возникает желание, сразу возникает препятствие. Сюжет начинает в этой части работать.
Желания могут быть оригинальными банальными, заурядными или незаурядными. Но препятствия при этом всегда должны быть оригинальны и значительны.
Активное намерение автора выражается одновременно в системе сравнений и сопоставлений, которая позволяет проникнуть в скрытую суть активного намерения героя.
Продолжение читайте в следующей статье.