Найти тему
Битва за ЕГЭ

"Он упал на траву". ЕГЭ по русскому или еще раз про лопаты.

Оглавление

Отрывок из повести Виктора Драгунского "Он упал на траву" стал самым известным текстом ЕГЭ по русскому языку 2019.

Мне кажется, что большинство учителей русского языка посчитают своим долгом разобрать прославившийся текст в новом учебном году. Конечно же, он не повторится на ЕГЭ в 2020 году. Но можно показать на этом примере своим ученикам, как с подобным текстом следует работать.

Небольшая предыстория.

Я написала статью о мемах, которые породил этот текст. Думаю, тем, кто не в курсе, можно сначала с ней ознакомиться.

Скажу коротко, выпускники сочли текст странным и посмеялись над ним. А он, как и все тексты на ЕГЭ 2019, был о войне.

Было некоторое количество негативных комментариев на статью, смысл которых сводился к следующему:

Как можно смеяться над текстом про войну! О, современная бездуховная молодежь! ( И автор статьи, конечно же, тоже)

Особенно мне нравится вот этот комментарий:

Не плакали? Что же вы за монстр толстокожий... Она из самых прекрасных книг ХХ века.

Надо сказать, что я в восторге от людей, которые настолько высокодуховны, что это дает им право обзывать нехорошими словами совершенно незнакомых людей. Ну да ладно, дело не в этом.

Дело в том, как следует оценивать сам текст и отношение части выпускников к нему.

Как я сама отношусь к мемам (шуткам) о тексте на военную тему? Вообще-то я против. Я бы лично их придумывать не стала.

Но делать вид, что их не было? Ну, если вам нравится не замечать очевидное, прятать голову в песок - это ваше право. Я не буду делать вид, что все выпускники в едином порыве прослезились. Это не правда. Интересно, а почему они (или часть из них) считают, что над этим можно шутить? Давайте об этом поговорим.

На тот случай, если вам будет лень читать предыдущую статью, мне придется привести тут сам спорный отрывок (это только часть экзаменационного текста, весь текст можно найти в сети, просто наберите "текст про лопаты егэ", он и появится). Кто его уже видел, вы уж потерпите, пожалуйста. И тут еще надо напомнить, что задание состоит в том, чтобы найти в тексте проблему и прокомментировать ее.

Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты. Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили ее, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали ее каменистое чрево. Иногда одна лопата, которой орудовал стоящий глубоко внизу человек, взлетала кверху только до половины эскарпа, до приступочки в стене, оставленной для другого человека, тот подставлял другую свою лопату и ждал, пока нижняя передаст ему свой груз, после чего он взметал свою ношу еще выше, к третьему, и только тот выкидывал этот добытый трудом троих людей глиняный самородок на гребень сооружения. Лопаты, только лопаты, ничего, кроме лопат. И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и все-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью. Эти лопаты, любовь к ним и ненависть крепко сплотили нас, лопатных героев, в одну семью.

Я сразу же решила, что прочитаю саму повесть Виктора Драгунского. Меня заинтересовал тот факт, что я даже не знала о ее существовании, хотя думала, что освоила в свое время практически всю школьную программу, а что не прочитала сама, про то, в любом случае, слышала.

А тут детский писатель пишет о войне, наверное, это произведение должно быть где - то рядом с "Сыном полка". Так мне почему-то подумалось.

А еще меня заинтересовал вот такой комментарий:

Вы бы лучше прочли эту пронзительную книгу. Ничего лучше о войне не написано. Правда.

Итак, я прочитала.

Редактируем писателя?

И знаете, меня ждало несколько интересных открытий.

Начнем с того, что из середины текста на ЕГЭ выбросили абзац. Вот так было на экзамене (во всяком случае, во всех открытых источниках он цитируется именно так):

Лопаты, только лопаты, ничего, кроме лопат. И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и все-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью.

На самом деле, этот отрывок в книге выглядит вот так:

Лопаты, лопаты, только лопаты, ни бадей, ни блоков, ни тачек, ничего, кроме лопат. Дерьмо это было, а не лопаты. Они гнулись от жесткого грунта, у них были плохо зашкуренные рукоятки, часто ломающиеся и занозящие наши руки. Какая беспримерная сволочь равнодушно подсунула нам эти лопаты? Ведь мы вышли защищать наших женщин, наших детей, нашу Москву?
И все-таки мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и все-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью.

Насколько это оправданно, скажите, пожалуйста, уважаемые учителя русского языка? Мне кажется, что смысл отрывка, если ничего не выбрасывать, несколько меняется. Даже сильно меняется. Я не права?

В связи с чем составители ЕГЭ считают, что они могут редактировать классика?

Идеи автора не однозначны, но выпускникам предлагается сделать единственно верный вывод о том, что имел в виду писатель.

Вам не кажется, что это немного двулично? Никто из составителей видимо не допускает мысли, что выпускники возьмут и прочитают повесть. То есть, никто не ждет от подростков ничего хорошего. Выпускники написали свой экзамен - отписку, министерство отчиталось за патриотизм.

Всем спасибо, все свободны.

Ну как - то странно осуждать выпускников за то, что они смеются над текстом.

А мы - то, взрослые, конечно, лучше. Возьмем да и выкинем кусок, который нам мешает. Мы сами автора не уважаем, но зато хотим, чтобы школьники полностью прониклись.

Лучшая книга о войне.

Если вы помните, в комментарии меня спросили, плакала ли я над книгой. Нет, не плакала. Тут дело и в психологическом настрое, конечно.

Если вам заранее сказали, что вы должны плакать, то вряд ли вы будете. Такова уж природа человека.

О том, какое произведение является лучшей книгой о войне, я бы спорить не стала, потому что это дело вкуса, личного опыта и характера читателя. Может быть огромное количество факторов, помимо художественных достоинств книги, которые влияют на такой выбор.

По мне, самая проникновенная книга о войне, это "Блокадная книга" Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Но это мой выбор, связанный с личной историей, ваш может быть совершенно другим.

Поделитесь, пожалуйста, вашими вариантами, это действительно очень интересно.

Повесть "Он упал на траву " безусловно, очень хорошо написана. Впрочем, я была в этом уверена заранее. Для меня талант Виктора Драгунского не подлежит сомнению, еще не читая, я предполагала, что вряд ли он написал что - то посредственное.

Главный герой - обычный человек и чувства его описаны так, что, становятся действительно понятны. Его разочарование, страх, усталость, отчаяние, надежда, облегчение - все очень по - настоящему. Короткие, очень точные описания персонажей, ситуаций, мест дают ощущение присутствия. Все очень реально.

Отличная книга для изучения в школе, мне кажется, тут есть, что обсудить с подростками так, чтобы они почувствовали свою причастность.

Почему же ее не проходят в школе?

Этой книги нет в школьной программе.

Я посмотрела несколько вариантов школьной программы, не нашла. Нашла в одном из списков для чтения на лето.

Почему? Я тут не уверена, но одна из моих версий, она не прошла цензуру.

Представляете, главный герой пьет водку и вступает в близкие отношения с женщинами.

Не волнуйтесь, все описано прилично. Но понятно.

Какая уж тут школьная программа. Хотя, мне кажется, тут как раз можно было бы старшеклассников заинтересовать. Это не шутка.

Можно было бы сравнивать описание чувств героя к двум героиням и перекладывать их на современную эпоху. Ну, правда, мне кажется, интересно получилось бы.

С другой стороны, может дело и не в цензуре, а просто все в школьную программу не впихнешь, она не резиновая.

Все свободное место заняла несколько устаревший идеал русской женщины Наташа Ростова и ее друзья. Не то чтобы я имею что-то против русской классики, но давайте будем последовательны.

Если военная тема важна, давайте прочитаем серьезные произведения о войне, показывающие весь ее ужас, обсудим чувства героев.

Знаете, что-то я вообще книг о войне в школьной программе старших классов не вижу.

Ладно, может, я чего-то пропустила. Устраиваю социологический опрос знакомых подростков:

Что вы проходили в школе о войне?

Увы, "Сын полка" - самый распространенный ответ. Ничего плохого в этой книге не вижу, только она для детей младшего и среднего школьного возраста, тогда же ее и проходят.

А что они проходили для взрослых? Что-нибудь действительно реалистичное, трагичное, пугающее? Чтобы шокировать и заставить задуматься?

Кто - то припомнил "А зори здесь тихие". Ну ладно, и на этом спасибо. Вроде бы, должны были изучать "Судьбу человека", но что-то про нее никто не слышал.

Не знаю, может я не тех школьников спрашивала? Какие книги о войне читали ваши ученики или дети?

Они вообще пытались вникнуть в серьезные тексты о войне, чтобы понимать их трагичность?

Может, они вообще такие книги не воспринимают? Может, уже в одиннадцатом классе не до литературы? Может им кино показать?

"Иди и смотри", например?

Что в итоге?

Повесть "Он упал на траву" очень хорошая книга.

К сожалению, сам отрывок, как и остальные тексты на ЕГЭ, был призван выполнить чисто формальную задачу по воспитанию молодежи.

План провалился.

На экзамене не до проникновенного изучения текстов о войне. В состоянии огромного напряжения, мучимый мыслями о том, что сейчас решается его судьба, последнее, о чем может думать выпускник - это о героическом прошлом страны. Потом, чтобы снять стресс, он может и посмеяться над очень веселым текстом про лопаты.

С другой стороны, этот текст заставил меня прочитать саму повесть и рассказать вам о ней. Если кто-то еще, кроме меня, сделал то же самое, мы можем признать все произошедшее мерами по популяризации произведения. И признать полученный эффект положительным.

В общем, давайте искать во всем хорошее. И пусть наши дети тоже учатся у нас только хорошему.

Как рождаются мемы. Ликбез для родителей.

Все самые популярные статьи канала о школе, ЕГЭ и поступлении в ВУЗы собраны в одном оглавлении - вот здесь.