Найти тему

Первые «европейцы» в России – кто они?

Первыми известными науке индоевропейцами, жившими на территории современной Центральной России, считаются племена фатьяновской культуры. Она входила в один круг с европейскими культурами шнуровой керамики и каменных топоров, из которых впоследствии выделились германцы, балты и славяне. Фатьяновцы обычно считаются протобалтами, но до сих пор о них известно очень мало, и вопросов об их культуре пока больше, чем ответов.

Распространение фатьяновской культуры относительно других одновременных с ней культур.
Распространение фатьяновской культуры относительно других одновременных с ней культур.

Что заставило фатьяновцев переселиться так далеко на восток? Почему археологами найдено больше могильников, чем постоянных поселений этой культуры? Где фатьяновцы жили долгими суровыми зимами? Действительно ли они враждовали с племенами дьяковской культуры? Верны ли предположения некоторых ученых о доминировании женщин в обществах неолита и бронзового века, включая фатьяновцев? Ученым еще предстоит ответить на эти и другие вопросы – когда будет обнаружено достаточно археологических материалов. Одной из интереснейших последних находок стало поселение фатьяновской культуры, найденное посреди парка Царицыно в Москве.

Расположение «Храма Цереры» ка карте-схеме парка Царицыно.
Расположение «Храма Цереры» ка карте-схеме парка Царицыно.

В 2002 году на территории этого парка, на правом берегу Верхнего Царицынского пруда сотрудниками Института археологии РАН было обнаружено поселение, названное археологами «Царицыно-1», возникшее здесь не позднее рубежа III-II тыс. до н.э.. Другое его название – «Церера», поскольку буквально в нескольких шагах расположена беседка 1805 года постройки - «Храм Цереры» (иначе «Золотой сноп»). В 2002-2006 годх археологическими раскопками здесь были вскрыты более 6 тысяч фрагментов керамических изделий, кремниевых инструментов и пр. Учитывая, что до сих пор учеными найдено очень мало поселений фатьяновцев, значение царицынских находок трудно переоценить.

Современный вид на беседку «Храм Цереры». (Фото автора).
Современный вид на беседку «Храм Цереры». (Фото автора).

Характерно, что впоследствии на том же холме у реки Язвенка практически на том же самом месте возникло поселение железного века дьяковской культуры, носителей которых отождествляют с финно-угорскими племенами, такими как меря. А еще позже в окрестностях этого селения обосновались славяне-вятичи, курганы которых разбросаны по всему нынешнему парку Царицыно.

Вид на холм, где были обнаружены следы поселения фатьяновской и дьяковской культур. В глубине видна беседка «Храм Цереры», на переднем плане – «потомки вятичей» у древнего валуна. Известно, что как балты, так и финно-угры и славяне поклонялись таким камням. (Фото автора).
Вид на холм, где были обнаружены следы поселения фатьяновской и дьяковской культур. В глубине видна беседка «Храм Цереры», на переднем плане – «потомки вятичей» у древнего валуна. Известно, что как балты, так и финно-угры и славяне поклонялись таким камням. (Фото автора).

Но для начала о самих фатьяновцах. Обычно их культура локализуется в районе верхней Волги и междуречье Волги и Оки (современные Московская, Тверская, Ярославская области и пр.). Время существования культуры – III тыс. до н.э., свое название она получила от деревни Фатьяново в Ярославской области, около которой в 1873 году был найден могильник. Основным занятием фатьяновцев, как и у большинства ранних индоевропейцев, было скотоводство, подсечно-огневое земледелие находилось в зачаточном состоянии. Хотя фатьяновцы пытались сводить лес вокруг своих селений под поля, их влияние на окружающую природу было минимальным.

Реконструкция внешнего облика человека неолита (возможно, волосовца) из могильника Сахтыш в Ивановской области. Автор – Г.В. Лебединская, Дарвиновский музей в Москве.
Реконструкция внешнего облика человека неолита (возможно, волосовца) из могильника Сахтыш в Ивановской области. Автор – Г.В. Лебединская, Дарвиновский музей в Москве.

Когда фатьяновцы мигрировали с запада на территорию современной Центральной России, здесь они встретили племена волосовской культуры, которые предположительно говорили на прафинно-угорском или каком-то палеоевропейском языке. В составе волосовцев были преимущественно поздненеолитические племена охотников и рыболовов. По одной из существующих версий, фатьяновцы и волосовцы уничтожали друг друга опосредованным путем. И те, и другие приносили с собой инфекции, от которых иноплеменники не имели иммунитета и вымирали целыми поселениями.

Реконструкция внешнего облика человека бронзового века (фатьяновца) из находок в Тверской области. Автор – Г.В. Лебединская, Дарвиновский музей в Москве.
Реконструкция внешнего облика человека бронзового века (фатьяновца) из находок в Тверской области. Автор – Г.В. Лебединская, Дарвиновский музей в Москве.
Реконструкция внешнего облика человека бронзового века (фатьяновки) из Тимофеевского могильника. Автор – Г.В. Лебединская, Дарвиновский музей в Москве.
Реконструкция внешнего облика человека бронзового века (фатьяновки) из Тимофеевского могильника. Автор – Г.В. Лебединская, Дарвиновский музей в Москве.

Самым характерным предметом фатьяновской культуры являются каменные топоры, которые предположительно использовались как боевое оружие и предметы культа. На данный момент, в России известно около 100 находок каменных топоров бронзового века, большая часть из которых соотносится с фатьяновцами. На территории Москвы такие топоры и прочие находки фатьяновской культуры были обнаружены на Воробьевых горах, в районе Андроникова монастыря, в Сивцевом вражке, в районе Софийской набережной, Моховой улицы и даже на Красной площади в самом Кремле. Такие топоры также находили в Коломне и Звенигороде.

Фрагмент карты находок фатьяновских артефактов в Московском регионе. Зелеными кружками отмечены места находок каменных топоров и иных орудий, большими красными кружками – места поселений. (Автор – Н.А. Кренке).
Фрагмент карты находок фатьяновских артефактов в Московском регионе. Зелеными кружками отмечены места находок каменных топоров и иных орудий, большими красными кружками – места поселений. (Автор – Н.А. Кренке).

Однако современные ученые очень осторожно высказываются о локализации этих находок. Возможно, фатьяновские топоры находили еще средневековые жители, которые затем приносили их в города для дальнейшего использования. Сейчас эти находки можно увидеть в Историческом музее в Москве, а также в Звенигородском и Рузском музеях.

Каменные топоры в экспозиции одного из российских музеев.
Каменные топоры в экспозиции одного из российских музеев.

По состоянию на 2000-е годы, археологам были известны 15 фатьяновских могильников (без учета могильников в бассейнах рек Клязьма и Дубна), на которых было суммарно исследовано 26 погребений. Поселений со шнуровой и фатьяновской керамикой известно около 20, но масштабными раскопками изучено лишь одно – РАНИС-пойма. Карта памятников фатьяновской культуры в бассейне Москвы-реки насчитывает 117 пунктов, в том числе 21 поселение и «поселенческий объект» (временные стоянки). Могильники были обнаружены прежде всего в долине Москвы-реки, а также в долинах ее левых притоков – Рузы и Истры, окрестностях Тростенского озера.

Карты Московской области, показывающие ее освоение человеком в разные эпохи. 1 – неолит, 2 – фатьяновская культура бронзового века (протобалты), 3 – дьяковская культура железного века (финно-угры), 4 – древнерусские памятники X-XIII веков (вятичи и другие славяне). (Авторы – А.Н. Кренке и В.Н. Кренке).
Карты Московской области, показывающие ее освоение человеком в разные эпохи. 1 – неолит, 2 – фатьяновская культура бронзового века (протобалты), 3 – дьяковская культура железного века (финно-угры), 4 – древнерусские памятники X-XIII веков (вятичи и другие славяне). (Авторы – А.Н. Кренке и В.Н. Кренке).

На данный момент, одно из наиболее исследованных фатьяновских поселений – это РАНИС-пойма напротив поселка Николина гора с предположительной радиоуглеродной датировкой 3900-4100 лет. В результате археологических раскопок в 2005, 2006 и 2009 годах была составлена коллекция фатьяновской керамики, насчитывающая около 2000 фрагментов от 37 сосудов. Неукрепленное поселение располагалось у кромки русла реки в пойме и было скорее всего не постоянным, а сезонным. Очень интересно, что на поселении почти полностью отсутствует вооружение: топоры или крупные ножи на пластинах, известные археологам по комплексам погребального инвентаря. Зато доминируют вещи, связанные с женскими видами деятельности.

Карта наиболее исследованных фатьяновских памятников в долине Москва-реки. (Автор – Н.А. Кренке). Забавное по нынешним временам название ЗБС – это сокращение от Звенигородской биостанции МГУ им. С.Н. Скадовского.
Карта наиболее исследованных фатьяновских памятников в долине Москва-реки. (Автор – Н.А. Кренке). Забавное по нынешним временам название ЗБС – это сокращение от Звенигородской биостанции МГУ им. С.Н. Скадовского.

В этом свете интересно вспомнить теорию Марии Гимбутас, чья «курганная гипотеза» происхождения индоевропейцев является наиболее авторитетной по сей день, не говоря о ее исследованиях балтов. Так как в доиндоевропейских поселениях неолита и энеолита (с 6500-5500 годов до н.э. до 4500-4300 годов до н.э.) отсутствовали находки боевого оружия, крупных конфликтов, значительных укреплений, больших захоронений вождей, она сделала вывод о том, что эти общества были мирными земледельческими общинами, в которых женщины имели равные с мужчинами права.

Фатьяновская культура входит в круг культур шнуровой керамики, носителей которых соотносят с лесными индоевропейцами – предками германцев, славян, балтов и пр. Южнее локализуются родственные им племена степных ираноязычных индоевропейцев, которых соотносят с ямной культурой.
Фатьяновская культура входит в круг культур шнуровой керамики, носителей которых соотносят с лесными индоевропейцами – предками германцев, славян, балтов и пр. Южнее локализуются родственные им племена степных ираноязычных индоевропейцев, которых соотносят с ямной культурой.

Однако все изменилось с приходом индоевропейцев – вооруженных кинжалами, копьями, луками и стрелами скотоводов с патриархальным укладом и жесткой иерархией общества. Эти теории Мария Гимбутас развивала в своих работах «Богини и боги Старой Европы» (1974) и «Язык Богини» (1989), «Цивилизация Великой Богини» (1991). Если ее предположения были верны, хотя их нередко осуждают как чисто феминистские суждения, не исключено, что у фатьяновцев также встречались подобные пережитки если не матриархального, то эгалитарного общества.

План раскопок поселения Царицыно-1 (Церера). (Автор – Н.А. Кренке).
План раскопок поселения Царицыно-1 (Церера). (Автор – Н.А. Кренке).

В этом свете поселение Царицыно-1 представляет собой классическое городище, расположенное в труднодоступном месте и, более того, укрепленное рвом не позднее конца I тыс. до н.э. На холме над долиной реки Язвенки обнаружены чисто мужские предметы - так называемые перфораторы, скол с лезвия полированного топора и половинка двушипной стрелы.

Современный вид холма, где находилось поселение Царицыно-1 (Церера). (Фото автора).
Современный вид холма, где находилось поселение Царицыно-1 (Церера). (Фото автора).
Современный вид с холма, где находилось поселение Царицыно-1 (Церера), на долину реки Язвенки. Слева виден древний валун, предположительно объект поклонения у фатьяновцев, дьяковцев и вятичей. (Фото автора).
Современный вид с холма, где находилось поселение Царицыно-1 (Церера), на долину реки Язвенки. Слева виден древний валун, предположительно объект поклонения у фатьяновцев, дьяковцев и вятичей. (Фото автора).

С другой стороны, его расположение в глубине лесной зоны, а не у лугов по берегам крупной реки, говорит о том, что его жители активно занимались не столько скотоводством, сколько подсечно-огневым земледелием, причем как фатьяновцы, так и сменившие их дьяковцы. И именно в этих местах затем было найдено множество поселений вятичей, в хозяйстве которых преобладало земледелие. В любом случае, ученым предстоит еще немало открытий о жизни первых «европейцев» на территории современной Центральной России.

Фото холма, где находилось городище, и находки фатьяновской культуры с поселения Царицыно-1 (Церера). (Автор – Н.А. Кренке).
Фото холма, где находилось городище, и находки фатьяновской культуры с поселения Царицыно-1 (Церера). (Автор – Н.А. Кренке).

О Дьяковом городище в московском парке Коломенское читайте здесь.

О курганах вятичей в московском парке Царицыно читайте здесь.

О первых известных жителях малых городов России читайте здесь.

Об истории балтов читайте здесь.

О языческом капище балтов Чертово городище недалеко от Оптиной пустыни читайте здесь.

О культе священных Синих камней у финно-угров и восточных славян читайте здесь.