Рынок жилой недвижимости, так же как и другие рынки, претерпевает некоторые изменения, что является нормальным для процесса развития любой индустрии.
Эти изменения особенно заметны на фоне снижения спроса на жилье.
До кризиса недвижимость продавалась хорошо, а порой даже очень хорошо, что по всем законам торговли привело к росту цен на жилье, в особенности на дома и квартиры в крупных городах и элитные загородные коттеджи.
Обзор рынка недвижимости сегодня показывает, что он не может больше диктовать свои условия игры и завышать цены.
В условиях кризиса продавцы вынуждены были пойти на уступки и предлагать скидки, но это не помогло сколько-нибудь повлиять на спрос потребителя.
Вопреки распространенному мнению, это связано не столько с экономическим кризисом как таковым, т. е. отсутствием денег у потенциальных покупателей, сколько с возросшей требовательностью людей к качеству загородного жилья, как элитного, так и стандартного (эконом-класс).
Загородная недвижимость все еще представляет интерес для покупателей, но, как показывает маркетинговое исследование, запросы и требования людей к загородному жилью существенно изменились по сравнению с серединой 2000-х годов.
Покупатели стали разборчивее: им нужны не просто дома или дачи где-нибудь за городом. Вкладывая деньги в недвижимость сегодня, они хотят получить хорошее соотношение «качества дома» и «качества жизни», что подразумевает наличие всех возможных благ и развитую инфраструктуру.
Под инфраструктурой должно пониматься не просто наличие магазина, двух ларьков и автобусной остановки. Это должен быть целый микрорайон, мини-город, поселок премиум класса – называть это можно как угодно и степень комфортабельности может быть разной, но понятие «комфорт» должно превалировать.
Если говорить о наличии предложения на элитное жилье, то процент строительства таких поселков ничтожно мал по сравнению с площадями, отведенными под экономичное жилье.
К тому же, российские богачи тоже стали более требовательными и хотят, чтобы им за эти деньги оказывали еще больше услуг.
Эконом-класс перестал быть привлекательным для населения по большей части из-за существенной разницы между предлагаемой ценой и услугами (условиями).
Варианты с «дачей для летнего проживания» теряют свою популярность. Сегодня люди хотят покупать полноценной жилье в пакете с услугами, в которые входят и хорошие дороги, и детские сады, и школы и многое другое.
Вероятно, цена на существующий сегодня уровень «качества жизни» в загородных домах для среднего класса должна быть гораздо ниже.
Но анализ показывает, что снижение цен в этом сегменте составило всего лишь от 1 до 5%, что не может существенно повлиять на решение покупателя.
Скорее всего, для того чтобы ощутить заметный рост продаж на рынке недвижимости в сфере частного жилья, продавцам необходимо существенно пересмотреть свою позицию относительно соотношения «цена-качество» и искать пути решения этой проблемы, чтобы удовлетворить клиентов.
Сегодня на рынке доминирует покупатель, и такая расстановка сил будет сохраняться еще долгое время.