КИНОРЕЖИССУРА
ГЕРОЙ, ФОРМЫ СЮЖЕТА
Система сравнений позволяет понять скрытую суть активного
намерения героя, отвечает на 7 вопросов:
1. Как герой относится к себе?
2. Как герой относится к другим?
3. Как другие относятся к герою?
4. Кем герой считает себя?
5. Кем герой считает других?
6. Кем другие считают героя?
7. Кем же герой является на самом деле?
Выявление активного намерения автора проявляется тогда не в словах, которые говорят герой/герои, а в том, о чем они молчат.
Линейное сюжетостроение.
Трехчастная форма - завязка, развитие, развязка.
Добавление еще двух частей - кульминация и экспозиция.
Семичастная форма + пролог и эпилог.
Даже одна сцена может строиться по любой из перечисленных форм - микро драматургия.
Важно понять построение речевого стиля.
Пролог - это вступительная часть произведения, которая предваряет основное развитие действия. Эта часть описывает события или ситуации, предстоящие основному развитию действия.
Пролог может быть частично связан с основным сюжетом, а может быть предысторией основного сюжета.
Экспозиция - описывает расстановку персонажей и обстоятельств непосредственно предшествующих основному действию.
Способность и возможность персонажа вступить в драматическую борьбу.
Завязка - это как правило событие, с которого начинается развитие основного действия. В этой точке завершается раскрытие драматической ситуации.
В этой точке возникает две вещи: конфликт и цель.
Начинается ход сюжета только, благодаря возникшему конфликту.
Как только возникает завязка, появляется цель.
Развитие основано прежде всего на том, что постепенно растет сопереживание герою зрителя. Зритель все больше и больше идентифицирует себя с героем, понимая драматическую ситуацию. Зритель начинает переживать за судьбу героя.
Возникает невыносимо напряженное ожидание - это и есть саспенс.
Начинается все с предчувствия ожидания, опасения за судьбу персонажа.
После этого возникает кульминация.
В кульминации может быть разрешен конфликт или полностью или частично.
Развязка - это событие в котором разрешается основной конфликт в действии. Действие может происходить какое-то время, даже когда конфликт уже исчерпан.
Эпилог - заключение, послесловие, как правило напрямую не связано с сюжетом. Что отображается - дается пояснение увиденному, еще раз толкование темы произведения и сделать выводы об увиденном.
Формы сюжета:
- по прямой - сюжет развивается прямолинейно, эпически.
- сюжет развивается лестницей - это значит что он развивается медленно, грузно.
- сюжет развивается зигзагом - с надрывом, со слезой.
- сюжет развивается по кругу - возвращение действия в исходный момент. Это возвращение для того чтобы оно не стало формально закольцовкой, это возвращение в исходный момент действия должно быть или ироничным, или с философским осмыслением произошедшего.
- бумеранг - принцип такой - посеешь ветер, пожмешь бурю.
- одна причинно-следственная связь, а параллельно ей выстраивается система ассоциаций, она рождает сопоставление, контрасты и аналогии. Которые настраивают зрителя на нужную тональность восприятия.
- от первого лица единственного числа. В этом случае нарушается объективность повествования.
Берем в повествование только то что считаем нужным.
- объективное повествование совещается с субъективным
повествованием.
- когда сюжет строится как две причинно-следственных связи и обе от первого лица единственного числа. Сначала все рассказывает как было один персонаж, потом другой персонаж.
- новеллистический подход. Здесь нет основных героев, присутствуют картины жизни, в которых существует множество героев. Второстепенные герои выходят вперед. Сама жизнь выстраивает последовательность повествования. Детали действия не только развивают фабулу, но и дают глубину. Происходит постепенно раскрытие разных сторон жизни. Авторская воля прячется на стыках новелл.
Продолжение в следующей статье.