Один из величайших писателей и самых неоднозначных людей своего времени, граф Алексей Толстой, в 1923 году вернулся из эмиграции в Советский Союз. Перед возвращением на Родину писатель «закинул удочку», написав в издательство газеты «Известия» о том, что: «Совесть <…> зовёт ехать в Россию…». В газете душевному порыву графа был дан благосклонный комментарий. После этого Толстой окончательно решился перебраться назад.
Поначалу графа чурались: он с трудом устроился корреспондентом в «Петроградскую правду». Однако со временем множились идеологически правильные статьи, были написаны несколько восторженных заметок о строительстве Волховской ГЭС, и вот уже Первый Художественный театр решился вернуть пьесы Толстого в свой репертуар. На квартире писателя через пару лет после возвращения стали собираться многочисленные гости, часть из которых имели определённый вес в литературных кругах. Язвительные замечания о скромности сервировки и блюд Толстой безапелляционно парирует тем, что такую еду во Франции очень любят.
В 1927 году издаётся фантастический роман писателя «Гиперболоид инженера Гарина», а в 1929 начинается работа над так и не законченной исторической эпопеей «Пётр Первый».
Граф умел понравиться нужным людям: быстро сошёлся с Горьким, а когда его начали принимать у Сталина, умел и анекдот в тему рассказать, и пьяным прикинуться, когда нужно.
Впрочем, простили графское происхождение писателю по большей части не за услужливое обхождение с первыми лицами государства, а за литературные труды. Написание романа «Пётр Первый» стало отличным решением со стороны Толстого. Жизнеописание царя-реформатора перекликалось с эпохой, а в решительных действиях Петра, сплеча ломавшего вековой уклад ради стремительного и жизненно необходимого преобразования страны легко угадывалась аналогия с Октябрьской революцией. Он переписывал роман 3 раза, чтобы повествование в точности соответствовало действующим советским доктринам.
В начале 30-х годов Толстой окончательно закрепился на олимпе советской литературы. Тогда же начинают ходить анекдоты об эксцентричности писателя. Один из посетителей рассказывал, что его встретил лакей в мундире и на вопрос о том, где находится писатель, ответил: «Их сиятельства дома нет-с, уехали на заседание горкома партии…». Высшее руководство закрывало на такие выходки глаза. Сталин даже называл писателя: «наш советский граф».
Во время войны писатель создавал как художественные произведения (сборник «Рассказы Ивана Сударева»), так и публицистические вещи («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг» и более 100 других статей и очерков), продолжает работать над «Петром Первым». В 1944 году вошёл в комиссию по расследованию злодеяний нацистов в Беларуси. Знакомые говорят, что для графа увиденное стало большим потрясением.
Умер писатель от рака лёгких 23 февраля 1945 года, не дожив до победы над Германией меньше 3 месяцев. После себя оставил 8 романов (включая недописанного «Петра Первого»), более 30 повестей и множество более мелких произведений. По случаю его смерти был объявлен государственный траур.
В квартире «советского графа» в Москве организован музей.