Найти тему
Алексей Коновалов

Адемар Шабанский о католической миссии в дохристианской Руси.

Адемар.
Адемар.

Здравствуйте. Сегодня поговорим о хронике Адемара Шабанского, вернее, той её части, которая касается наших с вами предков.

Адемар Шабанский (988—1034) —французский историк, писатель и композитор. Происходил из знатной семьи, близкой к графам Ангулема. Учился в школе при аббатстве Сен-Марсьяль в Лиможе, где два его дяди были монахами. В 1010 году принял монашеский постриг и стал пресвитером в монастыре Сен-Сибар в Ангулеме. После того как Адемару, несмотря на предпринятые усилия, не удалось в 1027 году занять пост настоятеля Сен-Сибар, он посвятил себя популяризации культа святого Марциала, 1-го епископа Лиможа. Стремясь доказать, что этот святой, живший в lll в., якобы был современником Христа и входил в число апостолов от 70 , Адемар Шабанский сочинил его поддельное житие, которое выдал за древний текст, написанный одним из последователей святого, а также литургию в честь святого Марциала, в которой использовал новаторские для своего времени музыкальные приёмы.

Во время первого исполнения сочинённой Адемаром литургии в Лиможе, находившийся там проездом итальянец Бенедикт, аббат монастыря Сакра-ди-Сан-Микеле (в Пьемонте), разоблачил фальсификацию. Это заставило нашего героя вернуться в Сен-Сибар, где он написал целый ряд проповедей и писем, призванных доказать, что он выиграл диспут с Бенедиктом. Усилия Адемара увенчались определённым успехом: святой Марциал почитался в Аквитании как апостол до конца XIX века, хотя этот его статус не был официально признан Римско-католической церковью.

Вероятно, в 1033 году хронист отправился в паломничество в Святую землю, где вскоре умер. Отправляясь в путь, он собрал досье из всех своих сочинений: «Хроника», а также более двухсот проповедей, стихи, басни, музыкальные ноты и рисунки. Многие из этих текстов до сих пор остаются неизданными.

Как исторический источник наибольшее значение имеет «Хроника», которая была написана между 1026 и 1029 годами.

[Датский король Кнут захватывает Англию (Кнут Могучий захватил Англию в ходе войн 1015-1016 годов) и женится на вдове английского короля Этельреда II, сестре руанского графа Рикарда (Нормандского герцога Рикарда II; Руан — столица Нормандии).] А когда норманнами (Normanni) правил Рикард (Richardus), граф Руана (Rotomensis)( Нормандский герцог Рикард III), сын [упомянутого] Рикарда, множество их во главе с Родульфом (Rodulfus)(Вероятно, имеется в виду Райнульф I, выходец из Северной Франции, прибывший с родней и дружиной в Южную Италию), вооружившись, двинулись к Риму, а оттуда, с согласия папы Бенедикта (Бенедикта VIII, который, действительно, поддерживал антивизантийский мятеж 1017/8 г )— в Апулию (Appulia) (Апулия того времени представляла собой особую византийскую провинцию (катепанат) с центром в городе Бари), все опустошая. Против них Василий (Basilius) (Византийский император Василий II Болгаробойца) направляет войско, и в двух и [даже] трех сражениях побеждают норманны. В четвертой схватке с народом русь (Russi) (Русские воины на византийской службе фиксируются источниками по крайней мере с начала X века. Возможно, с 988 года, когда присланное киевским князем Владимиром Святославичем войско спасло Македонскую династию от гибельного мятежа Варда Фоки, русский корпус остается в Византии на постоянной основе) они были побеждены, и повержены, и превращены в ничто, и без числа влекомы в Константинополь, [где] до конца жизни томились в темницах (Неудачная попытка сторонников независимости апулийских городов от Византии поднять в 1009-1010 гг. мятеж под предводительством Мела (Мелеса или, на греческий манер, Мели), представителя местной знати, была подавлена) Откуда пошла пословица: грек повозкой зайца ловит . Тогда на три года была перекрыта дорога на Иерусалим, так как из-за гнева на норманнов греки хватали и отводили в Константинополь всякого путешествующего, кого только ни встречали, и там бичевали их в темницах.
[Святой Бруно (Адемар имеет в виду, несомненно, Бруно Кверфуртского, считая его, однако, епископом аугсбургским, хотя и не путая с реальным аугсбургским епископом Бруно, младшим братом германского короля Генриха II) идет по стопам святого Адальберта (Святого Адальберта-Войтеха, епископа пражского), погибшего мученической смертью в земле печенегов .] Святой же Бруно обратил к вере область Венгрию (Ungria) [и] другую, которая зовется Русью (Russia) . [Бруно крестит короля Венгрии Гезу и его сына] Но когда святой Бруно отправился к печенегам (Pincenates) и принялся проповедовать там Христа, то пострадал от них, как раньше пострадал святой Адальберт. Горя дьявольской свирепостью, печенеги (Pincenati) вытащили у него все внутренности через маленькое отверстие в боку, соделав [из него] отважнейшего мученика Божия. Его тело за большую цену было выкуплено народом Руси, где построили монастырь в его честь, который просиял многими чудесами (Несомненно, большего доверия заслуживают сведения Титмара, что тело Бруно было выкуплено польским князем Болеславом I). Спустя некоторое время на Русь прибыл один греческий епископ и обратил ту половину страны, которая еще оставалась предана идолам (Глухое припоминание о крещении Руси при Владимире Святом. Так как автор уверен, что Бруно уже крестил какую-то Русь, ему остается только поделить эту заслугу между немецким и греческим епископами), и заставил их принять греческий обычай ращения бороды (Западные средневековые источники неоднократно говорят об обычае отпускать бороду как греческом или иудейском: так, перешедший в иудейство в IX в. диакон Бодон, по свидетельству «Бертинских анналов» , первым делом перестал брить бороду. Между тем, иконографические материалы домонгольского времени (в том числе и приведенные в настоящем томе) наглядно свидетельствуют, что и в латинской Европе — например, в X или XII вв. — как светские, так и духовные лица носили или, по крайней мере, могли носить бороду. Таким образом, анекдотичное рассуждение Адемара исходит из особенностей «моды» своего, XI, столетия) и прочее.

Вот такое свидетельство из Xl века о делах века Х-го. Кстати, Адемар умер, путешествуя по Святой Земле. Хороший знак. Будем надеяться, что он попал в рай, и что Господь простил ему обман про святого Марциала.

Я надеюсь, друзья, вам понравилась моя публикация. Поставьте лайк, пожалуйста, и не забудьте подписаться на канал.

Отдельное спасибо сайтам bigenc и voslit.