Историю о Джокере, которая не претендовала на что-то большее, чем просто черно-белый комикс, где вот он антигерой, вот причины, по которым он не мог стать никем иным, чем воплощением зла, так вот — эту нехитрую историю Хоакин Феникс превратил в настоящую драму, глубокую и многослойную.
Конечно, это история маленького человека. Это история о том, как легко стать плохим, когда ты никому не нужен, и как привлекательна роль злодея, когда только в этой роли тебя замечают и готовы за тобой идти. Но это и история болезни человека, что мог бы если не выздороветь, то уж наверняка получить достойное качество жизни. Мог бы - но не получил. Потому что последовательно встречался с безразличием винтиков системы, с невнимательностью сотрудников соцслужб, с отказом корректировать лечение, с глупостью мелких клерков, которые с легкостью разглашают медицинскую тайну, и эти нехитрые сведения переворачивают весь мир Джокера в минуту. Не вселенское зло Готэма стало причиной появления антигероя, а череда мелких пакостей и упорного безразличия окружающих.
Меня поразило, как безупречно Хоакин Феникс сыграл роль безумца, не останавливаясь на образе, что лежит на поверхности. Казалось бы — немного сумасшедшего смеха, а все остальное за тебя сделают череда убийств в сценарии и страшный грим. Но Феникс не таков, за то его и любим. В историю трансформации больного человека, который не получает хоть немного сочувствия или поддержки окружающих, погружаешься с первых минут и смотришь до конца — завороженно, с колотящимся сердцем.
В интервью актер рассказывал, как часами смотрел на смех больных с органическим поражением головного мозга — и ему мастерски удалось его повторить, что-то среднее между насильственным смехом и плачем при псевдобульбарном синдроме. И за сюжетной линией неврологического расстройства, что идет рука об руку с нарушениями психики и развивается под влиянием недружелюбной к герою среды, следишь безотрывно, забывая дышать и моргать.
Череда мелких жестокостей, безразличия и подлости ведет ко все большему злу. Одна улыбка, одно слово или объятие могут все изменить — эта мысль не оставляет весь фильм, где антигерой последовательно уничтожает всех вокруг и, конечно, себя. В комиксах обычно поднимаются глобальные проблемы, вроде мира во всем мире, продажности политиков или соотношения сил добра и зла. Таков уж жанр — крупными мазками показать основное, вызвав у зрителя однозначные, сильные и нехитрые эмоции. История о Джокере меняет привычное положение дел. Это рассказ о маленьком человеке, история его болезни и изменений личности.