Найти тему
🎬💥Кинодом

Русские без ушанок и балалаек - сериал "Война и мир" 2016

Я могу ошибаться, но по-моему, это единственный зарубежный фильм, в котором русских изобразили не вечно пьяными в ушанках с балалайками и жрущими медведя на завтрак, а нормальными людьми.

Серил от ВВС по роману Льва Толстого "Война и мир" вышел на экраны в 2016 году. Так исторически сложилось, что на родине автора его экранизировали лишь однажды, а за границей - уже трижды. Режиссером стал известный по фильмам "Женщина в черном-2", "Острые козырьки", "Плохие" Том Харпер, которому на момент начала съемок было 34 года. Работа над сериалом началась в 2013 году, инициаторами стали начальники подразделения BBC, отвечающего за изготовление драматических сериалов Бен Стивенсон и Дэнни Коэн.

Этот сериал - редкий пример добросовестного отношения к России, ее культуре и истории со стороны зарубежной съемочной группы. Мы уже привыкли к тому, что русские персонажи в зарубежных фильмах это обязательно алкоголики в телогрейках с балалайкой, АК-47 под мышкой и в ушанке даже среди лета в Калифорнии. В этом же сериале наши соотечественники представлены как адекватные люди, каждый со своим характером - что не маловажно.

Пол Дано в роли Пьера Безухова
Пол Дано в роли Пьера Безухова

Создатели не поскупились: качественные красивые костюмы, воссозданные до последней пуговицы, обилие натурных локаций, да и сам фильм большей частью снимался на "исторической родине", в России, а именно В Санкт-Петербурге и его окрестностях: Дворцовая площадь, Успенский собор, Юсуповский дворец, Гатчинский дворец, Екатерининский дворец, Гатчинский парк. Может быть, это и помогло актерам уловить тот самый русский дух и передать его игрой и общей атмосферой. Помню, когда я первый раз случайно попала на сериал, причем это была уже какая-то там третья или четвертая серия, я первые минут 10 восприняла его как русский фильм и не могла понять, как же это я пропустила нашу новую "Войну и мир" и каким ветром в нее занесло Пола Дано. Ну и представьте себе мое крайнее удивление после того, как выяснилось, что сериал английский.

Это, конечно же, не кадр из фильма, это фото со съемочной площадки
Это, конечно же, не кадр из фильма, это фото со съемочной площадки

Но, конечно, сериал не безупречен. Авторы внесли в него чуток своего видения некоторых аспектов. Например, в сериал введена эротическая составляющая. Толстой писал об этом намеками - 150 лет назад иначе об этом и нельзя было писать и говорить, обсуждая подобные темы было принято переходить на французский. В сериале же тема секса вполне раскрыта вплоть до наличия постельной (точнее, настольной) сцены между Элен Курагиной и Федором Долоховым, а так же весьма откровенная сцена между Элен и ее братом Анатолем в первой серии. Некоторые исследователи считают, что Толстой намекал (в рамках приличия) на инцест между ними, а вот авторы решили пойти по прямой и разъяснили все намеки наглядно. Это, конечно, сделано для того, чтобы показать всю глубину падения этой семейки, ибо современная публика тонких намеков не поймет. Нравы в то время были довольно распущенными, поэтому, в общем-то, весь этот эротизм фактически правда жизни. Не знаю, можно ли отнести это к недостатку сериала - скорее, это перчинка, без которой сериал показался бы зрителям блеклым.

Заметно поменяли авторы и текст романа. Хотя, конечно, их оправдывает то, что фильм не книга, как тут иначе передать мысли персонажей, которые для романа в целом имеют большое значение в плане раскрытия внутреннего мира персонажей и их мотивации? Бросается в глаза и современность поведения, жестов, фраз - все же 200 лет назад говорили и двигались иначе, да и осветленные волосы Наташи Ростовой (Лили Джеймс) уж очень бросаются в глаза. И незамужней барышне никто не позволил бы тискаться по углам с кавалером - с юных дев глаз не спускали - как бы сраму какого-го не случилось.

Конечно, не удалось авторам добиться полной русскости персонажей, современные европейский нравы вполне отчетливо проглядывают из-под париков и бакенбард. Тем не менее - попытка достойная.

Мари Болконская
Мари Болконская

Что понравилось. Батальные сцены - однозначно. Война со всем ее ужасом и некрасивостью. Достоверно. Актеров не жалели. Взрывы сделаны так, что видишь конкретно взрывы, а не просто актера с лопаты землей посыпали. Да, кровь, оторванные конечности, кучи кишок. Война. Про костюмы уже писала.

Актеры. Многие не приняли образ Анатоля Курагина (Каллум Тернер), дескать, не красавец, как по книге, а Андрей Болконский (Джемс Нортон) слишком сказочный, выхолощенный, каковым не был на самом деле. Лично мне так не кажется. Внешность нравится или нет - дело вкуса. По современным меркам Курагин, может, и не красавец, но вполне подходит для роли циничного мерзавца. А Болконский... В принципе, он и в романе большей частью в жизни Наташи присутствовал виртуально. Мелькнул и исчез. Лицо у него, пожалуй, на самом деле слишком английское. А вот Мари Болконская (Джесси Бакли) - попадание в яблочко. Ее очень трудно представить иной. Как и Пьер Безухов (Пол Дано) - другого Безухова трудно представить. Элен Курагина (Таппенс Мидлтон) слишком бОрзая для великосветской дамы начала 19 века. Как бы ни была она распущена - предписанные нормами правила поведения она была обязана соблюдать, иначе ее прекратили бы принимать во всех богатых домах и светских раундах. Очень понравился образ профессора Слизнорта князя Николая Болконского (Джим Бродбент), человека противоречивого, неспокойного, временами буйствующего, чей разум уже тронут старческой деменцией, но по-прежнему "командующего парадом". Супруги Ростовы - великолепны. На экране появляются редко, но каждый раз в точку. Характеры потрясающе прописаны, сама пара гармоничная, сразу видно, кто главнокомандующий в семье.

Джим Бродбент в роли старого князя Болконского
Джим Бродбент в роли старого князя Болконского

Сериал, конечно, не раскрывает всех тонкостей романа, да и невозможно это в шести сериях. Вряд ли авторы ставили перед собой такую задачу, сам Том Харпер неоднократно говорил об этом с своих интервью - иногда во время съемок он понимал, что не в состоянии охватить весь масштаб романа и от осознания этого в буквальном смысле терял дар речи. Сериал можно рассматривать как ознакомительный фильм, краткий курс по вселенной "Войны и мира" для тех, кому лень читать роман. И если рассматривать сериал как отдельное произведение, то он очень даже хорош. Оценки сериала разделились: зарубежные критики отнеслись к нему с восторгом, а российские - презрительно пофыркали. Но, сдается мне, Джонни, что за этим фырканьем кроется классическая творческая ревность - вряд ли ближайшие лет 20 кто-то из российских режиссеров найдет спонсоров, чтобы снять что-то похожее. Кстати, после выхода сериала в Англии наблюдался настоящий бум: народ ринулся в книжные магазины и за несколько дней расхватал бумажный оригинал, а сериал побил все рекорды, подвинув в рейтинге даже "Аббатство Даунтон". На сегодняшний день это самый дорогой проект ВВС - на каждую серию было потрачено 2 000 000 фунтов - 2 466 000 американских долларов, и, как считают в руководстве компании, затраты себя оправдали полностью.