Я могу ошибаться, но по-моему, это единственный зарубежный фильм, в котором русских изобразили не вечно пьяными в ушанках с балалайками и жрущими медведя на завтрак, а нормальными людьми.
Серил от ВВС по роману Льва Толстого "Война и мир" вышел на экраны в 2016 году. Так исторически сложилось, что на родине автора его экранизировали лишь однажды, а за границей - уже трижды. Режиссером стал известный по фильмам "Женщина в черном-2", "Острые козырьки", "Плохие" Том Харпер, которому на момент начала съемок было 34 года. Работа над сериалом началась в 2013 году, инициаторами стали начальники подразделения BBC, отвечающего за изготовление драматических сериалов Бен Стивенсон и Дэнни Коэн.
Этот сериал - редкий пример добросовестного отношения к России, ее культуре и истории со стороны зарубежной съемочной группы. Мы уже привыкли к тому, что русские персонажи в зарубежных фильмах это обязательно алкоголики в телогрейках с балалайкой, АК-47 под мышкой и в ушанке даже среди лета в Калифорнии. В этом же сериале наши соотечественники представлены как адекватные люди, каждый со своим характером - что не маловажно.
Создатели не поскупились: качественные красивые костюмы, воссозданные до последней пуговицы, обилие натурных локаций, да и сам фильм большей частью снимался на "исторической родине", в России, а именно В Санкт-Петербурге и его окрестностях: Дворцовая площадь, Успенский собор, Юсуповский дворец, Гатчинский дворец, Екатерининский дворец, Гатчинский парк. Может быть, это и помогло актерам уловить тот самый русский дух и передать его игрой и общей атмосферой. Помню, когда я первый раз случайно попала на сериал, причем это была уже какая-то там третья или четвертая серия, я первые минут 10 восприняла его как русский фильм и не могла понять, как же это я пропустила нашу новую "Войну и мир" и каким ветром в нее занесло Пола Дано. Ну и представьте себе мое крайнее удивление после того, как выяснилось, что сериал английский.
Но, конечно, сериал не безупречен. Авторы внесли в него чуток своего видения некоторых аспектов. Например, в сериал введена эротическая составляющая. Толстой писал об этом намеками - 150 лет назад иначе об этом и нельзя было писать и говорить, обсуждая подобные темы было принято переходить на французский. В сериале же тема секса вполне раскрыта вплоть до наличия постельной (точнее, настольной) сцены между Элен Курагиной и Федором Долоховым, а так же весьма откровенная сцена между Элен и ее братом Анатолем в первой серии. Некоторые исследователи считают, что Толстой намекал (в рамках приличия) на инцест между ними, а вот авторы решили пойти по прямой и разъяснили все намеки наглядно. Это, конечно, сделано для того, чтобы показать всю глубину падения этой семейки, ибо современная публика тонких намеков не поймет. Нравы в то время были довольно распущенными, поэтому, в общем-то, весь этот эротизм фактически правда жизни. Не знаю, можно ли отнести это к недостатку сериала - скорее, это перчинка, без которой сериал показался бы зрителям блеклым.
Заметно поменяли авторы и текст романа. Хотя, конечно, их оправдывает то, что фильм не книга, как тут иначе передать мысли персонажей, которые для романа в целом имеют большое значение в плане раскрытия внутреннего мира персонажей и их мотивации? Бросается в глаза и современность поведения, жестов, фраз - все же 200 лет назад говорили и двигались иначе, да и осветленные волосы Наташи Ростовой (Лили Джеймс) уж очень бросаются в глаза. И незамужней барышне никто не позволил бы тискаться по углам с кавалером - с юных дев глаз не спускали - как бы сраму какого-го не случилось.
Конечно, не удалось авторам добиться полной русскости персонажей, современные европейский нравы вполне отчетливо проглядывают из-под париков и бакенбард. Тем не менее - попытка достойная.
Что понравилось. Батальные сцены - однозначно. Война со всем ее ужасом и некрасивостью. Достоверно. Актеров не жалели. Взрывы сделаны так, что видишь конкретно взрывы, а не просто актера с лопаты землей посыпали. Да, кровь, оторванные конечности, кучи кишок. Война. Про костюмы уже писала.
Актеры. Многие не приняли образ Анатоля Курагина (Каллум Тернер), дескать, не красавец, как по книге, а Андрей Болконский (Джемс Нортон) слишком сказочный, выхолощенный, каковым не был на самом деле. Лично мне так не кажется. Внешность нравится или нет - дело вкуса. По современным меркам Курагин, может, и не красавец, но вполне подходит для роли циничного мерзавца. А Болконский... В принципе, он и в романе большей частью в жизни Наташи присутствовал виртуально. Мелькнул и исчез. Лицо у него, пожалуй, на самом деле слишком английское. А вот Мари Болконская (Джесси Бакли) - попадание в яблочко. Ее очень трудно представить иной. Как и Пьер Безухов (Пол Дано) - другого Безухова трудно представить. Элен Курагина (Таппенс Мидлтон) слишком бОрзая для великосветской дамы начала 19 века. Как бы ни была она распущена - предписанные нормами правила поведения она была обязана соблюдать, иначе ее прекратили бы принимать во всех богатых домах и светских раундах. Очень понравился образ профессора Слизнорта князя Николая Болконского (Джим Бродбент), человека противоречивого, неспокойного, временами буйствующего, чей разум уже тронут старческой деменцией, но по-прежнему "командующего парадом". Супруги Ростовы - великолепны. На экране появляются редко, но каждый раз в точку. Характеры потрясающе прописаны, сама пара гармоничная, сразу видно, кто главнокомандующий в семье.
Сериал, конечно, не раскрывает всех тонкостей романа, да и невозможно это в шести сериях. Вряд ли авторы ставили перед собой такую задачу, сам Том Харпер неоднократно говорил об этом с своих интервью - иногда во время съемок он понимал, что не в состоянии охватить весь масштаб романа и от осознания этого в буквальном смысле терял дар речи. Сериал можно рассматривать как ознакомительный фильм, краткий курс по вселенной "Войны и мира" для тех, кому лень читать роман. И если рассматривать сериал как отдельное произведение, то он очень даже хорош. Оценки сериала разделились: зарубежные критики отнеслись к нему с восторгом, а российские - презрительно пофыркали. Но, сдается мне, Джонни, что за этим фырканьем кроется классическая творческая ревность - вряд ли ближайшие лет 20 кто-то из российских режиссеров найдет спонсоров, чтобы снять что-то похожее. Кстати, после выхода сериала в Англии наблюдался настоящий бум: народ ринулся в книжные магазины и за несколько дней расхватал бумажный оригинал, а сериал побил все рекорды, подвинув в рейтинге даже "Аббатство Даунтон". На сегодняшний день это самый дорогой проект ВВС - на каждую серию было потрачено 2 000 000 фунтов - 2 466 000 американских долларов, и, как считают в руководстве компании, затраты себя оправдали полностью.