Итак, Джокер!
Нужно ли производить подготовку к фильму, что бы идти на сеанс?
Нужно ли вообще на него идти и хороший ли это фильм?
Что же, ответ не так однозначен. Стоит ли говорить, что фильм был очень ожидаем - думаю не стоит, стоит ли говорить, что фильм неоднозначен - думаю да. Поэтому:
Во-первых, если вы ждете от фильма блокбастера с элементами триллера, как в "Темном рыцаре", то следует отбросить эти ожидания, так же как и людям, что пойдут на фильм ожидая "Отряда самоубийц". Фильм, ни разу не драйвовый аттракцион, люди уходили, а те что оставались ныли о том, что мол скучно, тупо, да и вообще не о чем и где разукрашенный под клоуна чувак (в облике клоуна он будет только в последние минут 40), сыпящий пафосными цытатами для паблеков в соц. сетях.
Поэтому, если вы идете с таким настоем, то лучше оставайтесь дома, если же готовы изменить свои предпочтения, можете смело идти, вероятность разочароваться и в пустую потратить время будет в разы меньше.
Во-вторых, те кто следил за отзывами и новостями связанными с фильмом, в курсе, что с привычными экранизациями комиксов у него мало общего. И, если ожидали именно непривычного взгляда на сей жанр, вы знаете что нужно делать.
Да, все восторженные отзывы оказались правдивы, Джокер порвал зрителей, получил награду за лучший фильм в Каннах, да и вообще оказался провокационным высказыванием на современный мир.
Многие критики, да и немалое количество толковых зрителей отмечало схожесть Шутника с культовой классикой Мартина Скорсезе "Таксист" и "Король комедии" и я не стану исключением. Джокер - это идеальное сочетание двух идей этих фильмов, борьба против системы, грязи и мерзости как на верхах, так и в низах, отказ жизни во лжи и принятии навязанных ярлыков. Но, если вы их не смотрели, ничего страшного, скорее всего впечатление от просмотра будет ещё сильнее.
Комедийный режиссёр Тодд Филлипс выдал такой триллер, будто он всю жизнь их снимал, акий Дэвид Финчер. Ну что сказать - талант.
Стилистика фильма - это практически по-кадровое воссоздание антуража и декораций Нью-Йорка из "Короля комедии", а так же давящая психологичность и безысходность "Таксиста", не лишенная авторского взгляда.
Игра с цветом, отсылками, операторскими приемами и монтажом - практически безупречно.
Под каждое настроение и эмоциональную трансформацию героя подобран определенный цвет, оператор раз за разом ищет повода симметрировть кадр, монтажер пару раз удивляет, а отсылки идеально вплетены в сюжет и заставляют жалеть что фильм никак не связан со вселенной DC.
Почему не упомянул музыку?
Потому что это отдельный пункт как и актерская игра.
Композитор Хильдур Гуднадоттир - просто переворачивает внутренности, меняет отношение к сценам и максимально погружает в настроение фильма. Идеальное саунд-оформление, которое и вне фильма слушается с не меньшим интересом. Определенно номинация (а лучше и победа) на Оскар.
Хоакин Феникс - богоподобен, отыгрывает всем телом, затмевая всех на экране. Тут даже писать не хочется, это нужно видеть, слышать и наслаждаться. Лучший актерский перформанс года!
И да, сравнивать Джокеров лучше не стоит, это дело абсолютно бессмысленное и глупое.
Поговорим о минусах и перейдем к итогам.
Каких то существенных - нет. Можно выделить только три:
- необходимую затянутость первых 20-ти минут;
- бессмысленность сетинга, то есть не будь в фильме Джокера, Уэйнов и Готэма - мало бы что поменялось;
- карикатурность некоторых сцен, что и роднят фильм с комиксами.
Итак, "Джокер" - это напряженный, эмоциональный, арт-хаусный триллер, целиком и полностью посвященный и идущий от лица главного героя, подавленного и сломленного окружением. Все сдвиги по фазе, ощущаются как на себе, персонажу сопереживаешь уже после первых 5-ти минут, одновременно восхищаешься и ненавидишь под конец. Жесткость, суровость и черный юмор на высшем уровне, полное отсутствие какого либо пафоса, провокационность, неоднозначность и настишь открытые двери для индивидуальной интерпретации. Мощная концовка и непреодолимое желание ещё и ещё возвращаться в мир фильма.
Хоть у фильма и много общего с упомянутыми выше культовыми творениями, все же больше он похож на крутейший сериал "Охотник за разумом" от упомянутого Дэвида Финчера.
Ну и если на наличие минусов в том же "К звёздам", невозможно закрыть глаза, так как они местами рушили атмосферу, то на Джокере все на столько круто и мощно, что о минусах приходится долго вспоминать.
Поэтому без каких либо "но" - 10/10.
Не нужно пытаться понять психа, нужно бояться его действий.