Найти тему
Музыкальная эйфория

Знаменитые девушки Свинга

Свинг (от английского swing - "качание") - это такой ритмический рисунок, характерный для джаза, а котором акценты расставляются на слабые доли. Пик популярности Свинга приходится на 30-40-е года XX века. Эпоха Свинга характеризуется большим количеством "биг-бэндов" (больших джазовых оркестров).

Композитор Дюк Эллингтон назвал Айви Андерсон своим талисманом удачи. "Маленькая мисс Марта Тилтон" была любимицей свинга со своей собственной передачей на радио. А первая певица-подросток Хелен Уорд произвела фурор перед группой Бенни Гудмана... Их всегда называли "девочки", независимо от их возраста, не взирая на ангельские или грубые голоса. Они не были просто симпатичными мордашками, какими их считали вначале. Многие из них построили успешную сольную карьеру.

"Девочки-певицы" были хороши для бизнеса в славные дни, когда джазовой сценой заправляли биг-бэнды. Своим внешним видом они привлекали на выступления мальчиков из колледжей или солдат, покупающих билеты на вечер танцев. Руководители оркестров не стремились брать женщину на вокал в свои мужские ансамбли, и даже когда они это делали, задачи "девочек-певиц" часто сводились к пению одного или двух припевов в микрофон, затем они отходили на задний план, чтобы позволить джаз-бэнду вести мелодию.

Хелен Уорд была штатной певицей в телекомпании NBC, после того, как Бенни Гудман пригласил ее для участия в своей еженедельной радио-передачи «Let's Dance». Это случилось всего за несколько месяцев до начала эпохи свинга. Перед ее уходом из группы в 1936 году певица сделала несколько удачных записей с Гудманом. Ее вокал дал потрясающий толчок к развитию всей группы. Она специализировалась на создании "теплоты и свинга" в средних темпах, которые Гудман вставлял почти каждую мелодию, даже в баллады. Уорд сформировала образ и модель исполнения для всех последующих вокалисток и навсегда осталась сердцах каждого молодого поклонника группы.

Марта Тилтон стала идеальным выбором для замены Хелен Уорд в оркестре Бенни Гудмана. Ростом всего пять футов, голубоглазая, блондинка, она была очаровательна и привлекательна. Появившись на первом свинг-концерте в Карнеги-холле, она сразила всех наповал. Тилтон продолжала выступать в радиопередаче Пола Уайтмена, гастролировала с Арти Шоу и вела собственную радиопередачу - "Маленькая мисс Марта Тилтон ". Будучи популярной, Тилтон во время войны отправилась в южную часть Тихого океана на серию шоу USO под руководством Джека Бенни. Затем, вернувшись домой в США, Марта стала одной из первых исполнительниц, подписавших контракт с независимым лейблом Джонни Мерсера - Capitol Records.

Билли Холидей провела большую часть 30-х годов в дороге, выступая с оркестром Каунта Бейси, а затем с Арти Шоу. В марте 1937 года ей было всего 22 года, и она жаждала постоянной работы. Тогда она дебютировала в "Аполлоне" с группой Basie Band. Газетные критики после премьеры дали Билли восторженные отзывы. Один из них писал: "Когда рыжая "ритмично" качается под "Я плакал о тебе" - весь "Аполлон", публика и даже софиты, воистину, принадлежат ей!" Путешествие в автобусе с музыкантами было нелегким испытанием для Билли Холидей, но предложение Каунта Бейси в размере 14 долларов в день было достаточно привлекательным в трудные годы Великой депрессии. Как признавалась потом Билли, никто не предупредил её, что она будет путешествовать со скоростью 500 миль в день и выступать каждый вечер в течение нескольких месяцев. А в старом автобусе, который они называли Голубым гусем, всегда было либо очень душно, либо холодно.

Билли Холидей. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/billie-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-1947-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82-1281326/
Билли Холидей. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/billie-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-1947-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82-1281326/

Гастролировать с группой Арти Шоу было еще сложнее. По словам Джима Кроу, быть единственной чернокожей женщиной в автобусе, полном белых мужчин, было не только неудобно, но и опасно. Билли провела большую часть своего времени, прячась в задней части автобуса, питаясь едой "на вынос".

Увидев, как Хелен Хьюмс поет блюз в Гарлемском "Ренесанс Баллрум", продюсер Джон Хаммонд решил, что она станет идеальной заменой Билли Холидей, ушедшей из группы Каунта Бейси. Позже, в том же году, Хелен Хьюмс оказалась стоящей рядом с Хаммондом на его концерте в Карнеги-холле, посвященном свингу. Джон Хэммонд и Бейси вырвали Хьюмс из её привычно круга жизни и отправили в большое путешествие. После 4-х лет работы у Бейси она начала успешную сольную карьеру, превратившись R&B-диву с её хитом «Be-Baba-Leba» . Затем, в конце 50-х, она вернулась в джазовый мейнстрим. Некоторые называли ее величайшей из всех певиц Свинга. Но она всегда была близка к чувственным блюзовым песням, которые положили начало ее карьере. В конце 60 годов она завершила свою карьеру, однако, после 1974 года выступила на нескольких крупных фестивалях.

Элла Фиджеральд впервые получила возможность выйти на сцену с биг-бэндом в начале 1935 года в театре оперы Гарлема . Там же судьба сводит её с Чиком Уэббом, руководившим оркестром. Элла вошла в состав бэнда Уэбба и неоднократно выступала с ним в Гарлемском танцевальном зале "Савой". Однако в 1939 году Чик Уэбб скончался. Оркестр переименовывают в "Ella and Her Famous Orchestra" и Элла становится его руководителем. В 1942 году она начала сольную карьеру, заключив контракт с Decca Records.

Элла Фиджеральд. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/ella-fitzgerald-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82-1946-1275553/
Элла Фиджеральд. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/ella-fitzgerald-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82-1946-1275553/