Найти тему
Chekharda

Были ли случаи расправы над колдунами и ведьмами в царской России?

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. :)

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Русский крестьянин терпеливо относился к колдунам до поры до времени. Ненависть к колдуну могла возникнуть тогда, когда на селе случалось какое-то несчастье. Тогда разгневанные крестьяне могли не только избить до полусмерти колдуна, но и вовсе убить. Например, в 1895 г. в газете "Новое время" рассказывалось о том, что 25 сентября 1895 года на Никольской улицы Москвы учинилась народная расправа над колдуном.

Одна из наиболее чтимых московских святынь — часовня Святого Пантелеймона на Никольской. В ней и около нее всегда толпа. По ночам часовня заперта, но ранним утром, далеко до рассвета, в ней служится молебен; затем чудотворная икона вывозится в город для служения молебнов в частных домах. Тогда в часовню собирается особенно много народа — все больше мещан и крестьян. Так было и в ночь 25 сентября. Часовня еще не была отперта, а около нее уже толпилось человек триста. Между ними находились крестьянский мальчик Василий Алексеев и какая-то простая женщина, одержимая припадками — не то истерического, не то эпилептического свойства. Возле этой пары стояла крестьянка Наталья Новикова; она разговорилась с мальчиком и подарила ему яблоко... Мальчик куснул яблоко, и надо же быть такому несчастью, чтобы как раз вслед за тем с ним сделался истерический припадок. На крик Алексеева прибежал с ближайшего поста городовой и отвез больного в приемный покой. Толпа, конечно, всполошилась:
— Отчего был крик? В чем дело?
Наталья Новикова и женщина, сопровождавшая и Алексеева, вероятно, успели тем временем повздорить, потому что вторая из них принялась объяснять народу происшедший случай таким ехидным образом:
— Мальчика испортила вот эта баба. Дала ему яблока, а яблоко-то было наговорное. Едва он закусил яблоко —как закричит! и почал выкликать...
Суеверная сплетка быстро обошла толпу и подчинила ее себе. На Новикову глядят со страхом и ненавистью. Слышны голоса:
— Ведьма!
— Мальца заколдовала!
— Пришибить — и греха не будет...
На Новикову начинают нажимать; она струсила и решила лучше уйти подальше от греха: народ — зверь, с ним не сговоришь. Пока она пробиралась к Проломным воротам, толпа рычала, но не кусалась; со всех сторон ругательства, отовсюду свирепые взгляды, но ни у кого не хватает мужества перейти от угроз к действию...
В это время кто-то громко и отчаянно крикнул:
— Братцы... бей колдунью!
И в ту же минуту Новикова была сбита с ног и десятки рук принялись молотить по ней кулаками... Молотили с яростью, слепо, не жалея, насмерть... И, не случись на Никольской в ту пору опозднившегося прохожего, чиновника Л. Б. Неймана, Новиковой не подняться бы живой из-под града ударов. Господин Нейман бросился в толпу:
— Что вы делаете?! С ума сошли?!
— Бей колдунью!
— Этот — что тут еще?!
— Вишь, заступается...
— Заступается? Видно, сам из таких... бей и его!
— Уйди, барин! Не место тебе здесь... Наше дело, не
господское...
— Бей! бей! бей!..
Господин Нейман, обороняясь, как мог, протискался, однако, к Китайскому проезду, где подоспел к нему городовой, чтобы принять полуживую Новикову: она оказалась страшно обезображенной, защитника ее тоже, выражаясь московским жаргоном, отделали под орех... И над сценой этой средневековой расправы ярко сиял электрический фонарь великолепной аптеки Феррейна, и повезли изувеченную Новикову в больницу мимо великолепного Политехнического музея, в аудитории которого еженедельно возвещается почтеннейшей публике то о новом способе управлять воздухоплаванием, то о таинствах гипнотизма, то о последних чудесах эдисоновой электротехники. И когда привезли Новикову в больницу, то, вероятно, по телефону, этому чудесному изобретению конца XIX века, дали знать в дом обер-полицмейстера, что вот-де в приемном покое такого-то полицейского дома лежит женщина, избитая в конце века XIX по всем правилам начала века XVI.
Газета "Новое время", 1895 г. №7036.

Интересный случай расправы над колдуном описывается и в "Киевской старине" за 1890 год, в томе 28. Описывается случай, произошедший в 1770 году, в селе Войтовка, когда учинилась ужасная болезнь - чума. Несмотря на какие-либо меры - абсолютно ничего не помогало. Люди продолжали гибнуть в адских мучениях. Тогда крестьяне решили, что кто-то ходит по селам и открывает окно, чтобы заражение проникало в дома. Они подумали. что именно из-за чьих-то козней и гибнет все больше и больше народу. Крестьяне сами для себя нашли объяснение для такого исключительного мора, которое происходило в их селе, оставалось дело за малым - найти виновника всех бед. На сельском сходе заявили о том, что был обнаружен некий упырь, ходящий по селу. Упырь был обнаружен весьма специфичным образом - на него нападали собаки и от него сторонился скот. Некоторые из крестьян и вовсе видели одежду, в которую был облачен тот самый упырь. Упырь якобы был в белой рубахе и синих штанах, где на колени были замотаны белым сукном. Стоит ли говорить, что данное описание целиком и полностью совпадало с внешним видом приходского войтовского попа, отца Василия? Тогда крестьяне начали думать, что по ночам ходит и морит людей поп Василий. Бат.шка же все обвинения отрицал. Но крестьяне не сдались. Они стали допрашивать попадью - "ведает ли она чего?". Попадья же, на удивление, быстро призналась в том, что поп ходит по ночам и что с ним общается его умершая сестра вместе с другими покойниками. Попадья уверяла. что поп Василий вместе с покойниками закрывается в одной из комнат, в которой они все толкуются шумно и "лязгают" ртами. Когда было получено объяснение от попадьи, то крестьянские мужики привели к ней его мужа и устроили им "очную ставку". Попадья все подтвердила в глаза своему мужу, решив его судьбу.

Сельский сход. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Сельский сход. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

13 мужиков, которые были выбраны сходом, пошли на кладбище и выкопали яму, после чего пришли к попу и стали избивать его кольями. Поп Василий был избит до полусмерти. После учиненного произвола, крестьяне положили отца Василия на носили и направились в сторону выкопанной ямы на кладбище. Далее больше... Крестьянские мужики пробили осиновым колом от плеча к плечу попа "навылет", после чего бросили его в яму и заживо закопали, сровняв попа с землей.

После учиненной расправы над попом Василием был суд, на котором оказался только лишь один участник убийства - крестьянин Деско Ковбасюк. Другие же убийцы умерли от поветрия. Интересным тут является тот факт, что убийцы был отпущен без какого-либо наказания Кодненской военно-судной комиссией.

В "Киевской старине" можно обнаружить и другой рассказ о расправе над колдуном. 6 июля 1727 года в Полтавской губернии в город Решетиловка приехал некий Таврило Мовчаненко, который ранее проживал в селе Стасовец. По своему приезду в город Решетиловка Мовчаненко объявил себя упырем и указал жителям на то, что дождя в их городе нет и не предвидится, поскольку в Решетиловке проживает много ведьм. Крестьяне. приняв его слова за "истинную монету", привели новоявленного упыря в ратушу и стали требовать от сотника, чтобы всякий на кого укажет упырь был затоплен в воде. Сотник не имел права идти на такие требования, однако... Он принял решение допросить при всей толпе упыря. Упырь на том допросе рассказывал о том, как он постигал науку волшебства, с кем он "волшебствовал" и кто эти ведьмы в Решетиловке, которая страдает от засухи. Показания Мовчаненко произвели фурор в народе. Сотник же, испугавшись бунта или же расправы над женщинами, объявленных как ведьмы, стал доносить обо всем происходящем свое полтавскому наказному полковнику. Из Полтавы была выслана помощь, после чего упырь и 4 ведьмы были доставлены в Полтаву для допроса.

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

На полтавском допросе Мовчаненко продолжал настаивать на том, что он волшебник, а ведьмы (Мария Пещанская, Мария Пустоварова, Гуринка, Ефимия Сорочиха), сделав его конем, ездили на нем и погоняли его коленом. "Упырь" приводил даже такие доводы, что некто Иван Голи-Постолы, зеньковский житель, являющийся колуном от природы, передал именно ему, Мовчаненко, все свои знания. С этого дня, как Мовчаненко получил знания колдовские от Голи-Постолы, он стал "якшаться" с ведьмами, которые ездили на нем в Киев на Лысую гору.

Ведьмы на Лысой горе. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Ведьмы на Лысой горе. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

"Ведьмы" же на допросе развели руками, сказав, что они и знать не знают, кто таков Мовчаненко.

Полтавский суд приговорил "опороченных" женщин освободить и "всему урадово-решетиловскому товариству и посполитству и кому того ведати надлежит объявить дабы всяк, ведая о таковом вымышленного обманщика и неполного ума человека потворе, впредь оному и подобным ему лживцам весьма не доверял".

Подписаться на канал Вы можете здесь.

"Chekharda" рекомендует:

1. Какие поверья бытовали у крестьян на счет смерти колдунов и ведьм?

2. Какие суеверия были у крестьян царской России?

3. Русское сектантство: отношения между мужчиной и женщиной.