Найти тему
ТЕХ.НИК

Автомир СССР. "Восьмерка" молодости нашей.

Безусловно, ВАЗовская «восьмерка» стала своего рода революционной моделью не только для завода, но и для всей страны в целом. Сама машина, с технической точки зрения, была конечно чем-то совершенно новым и невиданным доселе в отечественном автомобилестроении.

ВАЗ-2108 "Спутник"
ВАЗ-2108 "Спутник"

В отличии от предыдущих моделей "ВАЗ", которые были, по сути дальнейшим развитием «копейки», восьмая модель не унаследовала от классики практически ничего. Нет особого смысла писать про то, какая зарубежная машина послужила ее прообразом или прототипом, так как, в целом, к концу 70х большинство европейских производителей (в данном классе) производили нечто подобное. Стоит лишь отметить, что к созданию некоторых агрегатов привлекались специалисты компании "Porsche", а лицензии на производство, ее отдельных узлов были приобретены более чем у 20 зарубежных автокомпаний. Кроме того вставая на конвейер "восьмерка" тянула за собой и смежные отрасли отечественной промышленности, например шины - специально для нее была куплена лицензия и развернуто, по сути, новое производство бескамерных радиальных шин. В конечном итоге, после более чем пятилетней подготовки основного и смежных производств, в 1984 году машина пошла в серию. Что же было в ней нового? Да практически все! Кузов - достаточно современный дизайн (на момент начала серийного производства), стремительный и динамичный трех дверный хетчбэк, который имел "интегрированные" бамперы, большое пологое ветровое стекло, гармоничные оптику и остальные элементы кузова.

Салон ВАЗ-2108
Салон ВАЗ-2108

Салон, так же был на уровне, и дизайн и технические решения. Практически отсутствовал "открытый" метал, все было прикрыто пластиком и ковровым покрытием. Руль и кулиса КПП были вполне современными и в духе того времени, торпедо (изначально устанавливалась так называемая "низкая" панель) была весьма удобной для водителя и даже практичной, по мимо "перчаточного" ящика, на пассажирской части была огромная открытая полка сверху и дополнительный, небольшой отсек снизу. По мимо этого каждая дверная карта имела "карманы", а в "бороде" был выдвижной "ящик для мелочи" и предусмотрено штатное место для установки автомагнитолы.

Панель приборов ВАЗ-2108
Панель приборов ВАЗ-2108

Панель приборов и органы управления, в целом, были под стать всему вышеперечисленному, удобно - все основное собрано в рулевой зоне, все контрольные лампы слева, а контрольные указатели справа от спидометра. На версиях с "низкой" панелью отсутствовали тахомерт и вольтметр. Замок зажигания располагался справа на рулевой колонке и фиксировал ее при вынимании ключа. Пластик салона мог быть как однотонным, так и двухцветным. Современно? Безусловно - не многие иномарки, того времени, могли похвастаться таким проработанным интерьером.

Подкапотное пространство ВАЗ-2108
Подкапотное пространство ВАЗ-2108

Разумеется, что двигатель тоже был совершенно новым, причем планировалось три варианта!, разных объемов - 1,1 л, 1,3 л и 1,5 л. Даже на карбюратор, которым оснащались моторы 2108, была отдельно приобретена лицензия у компании "Solex". Коробок передач, изначально предлагалось две - 4х и 5 ступенчатая.

Рекламный плакат ВАЗ-2108 - 1984 год
Рекламный плакат ВАЗ-2108 - 1984 год

В целом, автомобиль получился очень достойным. "Восьмерка" своим появлением "подтолкнула" вперед весь советский автопром и связанные с ним отрасли. Она стала настоящей испытательной лабораторией, на которой обкатывались новые решения и технологии. Некоторые, из них также, будут использоваться при проектировании других советских переднеприводных автомобилей - "Москвич", "Таврия" и "Ока". А она сама послужит базой для целого семейства переднеприводных автомобилей "ВАЗ" - которое будет включать по мимо нее, пятидверный хетчбэк 2109 и четырех дверный седан 21099. А для советских автолюбителей, она стала настоящей заветной мечтой и более престижного отечественного автомобиля, в конце 80х, попросту не было. В эпоху дефицита авто, нередко новенькую, только что купленную "восьмерку", продавали тут же за две, а то и за три официальных цены.

Спасибо. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк.

Авто
5,66 млн интересуются