В сказе Бажова «Золотой волос» много удивительного. Читаешь, думаешь – прекрасная сказка, копнешь поглубже – древний миф о любви богатыря и богини. Только чей? Русский? Башкирский? А, может, вогульский?
Главный герой – башкирский богатырь Айлып. Это общий тюркский могучий богатырь, охотник, силач Алпамыш. У разных племен его имя звучало по-своему: у алтайцев Алып Мянаш, у западносибирских татар Алып Мямшан, у чувашей Улып, у башкир более известен Алпамыша или Алп-батыр, рожденный из камня. В башкирских сказках он, подобно русскому Ивану-царевичу, побеждает змея-аджаху, который поедает девушек.
Великий Полоз бажовских сказов девушек не ест. Это змей-властитель золота, оно ему подчиняется, он его притягивает. Золотодобытчики рассказывали, что если золота нет – это именно Полоз отвел в сторону. Может он появляться и в человеческом обличье – в виде человека в парчовом наряде, красных сапогах, с окладистой, свитой в тугие, неразгибаемые кольца, бородой и зелеными, по-кошачьи светящимися глазами.
Но вот что самое интересное – был у манси мифический змей, и звали его Ялпын Уй. Считалось, что Ялпын Уй не умирает, а превращается в камень аммонит.
У Бажова Золотой Волос – дочь Полоза, следовательно, змеевка. Ее длинная золотая коса, что на себя намотал Айлып во время бегства, необычайно походит на змеиный хвост. В башкирских поверьях встречается упоминание, что змея может превращаться в женщину. Старатели считали, что включения золота в кварце – след дочери Полоза змеевки.
На облик героини Бажова наложился образ Золотой Бабы, о существовании которой уже в XVI веке ходили легенды. Золотая Баба – мансийская богиня среднего мира, покровительница людей Калташ-эква, которую еще зовут Сорни-най (Золотая, Огненная). Это молодая красивая женщина. Особой поэтичностью отличается описание ее волос - распущенные, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет». По одной из кос богини, спускающейся с небес до земли «поднимается живой соболь, по другой спускается бобр».
Няня бажовской Золотой девы – рыжая лиса. В мансийских и башкирских сказках она ничем не отличается от русской Патрикеевны, но у Бажова она вдруг принимает человеческий облик. Лисы-оборотни встречаются во многих преданиях китайского, японского и корейского фольклора. Враждебны людям лисы, чей возраст не достиг 50 лет, остальные теряют интерес к человеческому миру. Вот и бажовская лисичка превращается не в молодую девушку, а в старушку. Почему этот персонаж появился в уральских сказах, могу только предполагать – через Урал шел Великий Чайный путь из Поднебесной. Да и вообще, от Полоза можно уйти, обладая лишь лисьими качествами.
Ну, и, наконец, место действия – озеро Иткуль. Тот самый камень, куда спрятались от Полоза влюбленные, в действительности называется Шайтан-камень (дословно – камень Сатаны, черта). Озера и островки особо почитались у манси. Практически все водные источники имели святилища местных богов-покровителей, возможно, именно поэтому Полоз не имел своей силы возле озера. И, быть может, дед Филин (Йипыг-ойка - один из тотемов Обского севера), что помогал влюбленным беглецам, имел власть над Иткулем.
К слову, на северо-западном берегу озера когда-то разрабатывали месторождение аметистов с включением иголочек рутила, а в окрестностях озера растет ковыль…
Так вот и получается, что пришедшие в XIII веке на Урал башкиры «женили» своего былинного богатыря Алпа на мансийской богине Калташ, стало быть, законным образом поселились в этих местах.