Найти тему

Рецензия на альбом группы Whitesnake “Slip Of The Tongue – 30th Anniversary Remaster MMXIX” (1989 / 2019)

WHITESNAKE
Slip Of The Tongue – 30th Anniversary Remaster MMXIX (6 CD+DVD / Box)
℗ 1989 / 2019 Whitesnake Productions / Saltburn, LLC / Parlophone Records / Rhino Entertainment / Warner Music Group / Warner Music Russia 9029540981
17 + 21 + 13 + 16 + 23 + 13 + 24 (DVD) tracks = 77'29" + 68'19 " + 75'05 " + 70'08 " + 74'34 " + 78'25" (CD Audio)

Альбом группы Whitesnake “Slip Of The Tongue – 30th Anniversary Remaster MMXIX” (1 CD Version) на iTunes
Слушать альбом группы Whitesnake “Slip Of The Tongue – 30th Anniversary Remaster MMXIX” на Яндекс.музыке

Английские, исключительно лишь английские музыкальные эксперты из кожи вон лезут, доказывая, насколько был плох восьмой студийный альбом Whitesnake: понимаете ли, материал “Slip Of The Tongue” почти никогда не входил в концертные программы группы! И вообще, все эти песни совершенно не блюзовые и совершенно избыточно аранжированные, каждый такт заполнен инструментальными либо вокальными излишествами! А у гитариста-виртуоза Стива Вая (Steve Vai), срочно взятого в состав в первую очередь именно для записи альбома, вообще отсутствует чувство блюза! И так далее, и тому подобное… Что на это сказать? Да разве только, что англичанам до сих пор обидно – чисто британской институцией так и остался «джинсовый» состав Whitesnake (1978–1984), а завоевавшая Америку и весь мир группа «в загаре и кружевах» – это действительно феномен планетарного масштаба. И за всё время его существования (1987–1990) в концертных составах «нового» Whitesnake работал, и то недолго, всего один англичанин – гитарист Вивиан Кэмпбелл (Vivian Campbell – Def Leppard, экс-Dio и Sweet Savage). Но как бы не усердствовали английские собратья по перу, “Slip Of The Tongue” не просто превзошёл с музыкальной точки зрения достославный альбом Whitesnake “1987” (вышедший в Америке как безымянная работа группы), но и оказался – в чём солидарны как раз заокеанские журналисты – просто лучшей работой всей эпохи арена-рока и хайр-метала. Да, у “1987” были куда как более высокие тиражные успехи и, соответственно, оценки прессы – но в самом конце 1989-го (“Slip Of The Tongue” вышел в свет 30 ноября) на горизонте уже рисовались малоприятные тучи альтернативного рока.

-2

Однако очень просто предсказать, что нынешнее переиздание альбома в формате монументального бокса вернёт этой работе все её не слишком очевидные ранее заслуги – невероятно, насколько нам сейчас явлены все промежуточные этапы кропотливейшей работы над “Slip Of The Tongue”, включая и те песни, которые окончательно в альбом не вошли. Фактически, за пределами бокса на сей раз остались только два ремикса новой аранжировки пьесы “Fool For Your Loving” (исходно 1980), а именно “AOR Mix” и “CHR Mix”, некогда издававшихся на американском CD-промосингле. Впрочем, из них теперь составлен новый, размещённый в конце первого диска CD-бокса.

-3

Единственное, что невольно вызывает нарекания – это в очередной раз зачем-то изменённый порядок следования основной песенной программы: как-никак, слушатель привык к тому трек-листу, что был представлен на LP и CD первого тиража, но и не только: замыкание первой и второй стороны винила озорной песней “Kittens Got Claws” (с знаменитыми «кошачьими» эффектами Стива Вая, записанными при помощи гармонайзера Eventide 3000) и могучей чувственной полубалладой и просто одной из лучших пьес за всю историю Whitesnake, “Sailing Ships”, слушалось весьма логично. Ладно, будем считать, что лично у лидера Whitesnake Дэвида Ковердэйла (David Coverdale) и у его сопродюсеров на сей раз были веские причины скомпоновать именно такой трек-лист, и задвинуть “Fool For Your Loving” подальше – не секрет же, что сам Дэвид считал её новую версию, поставленную на альбом по дотошному наущению A&R-менеджера фирмы Geffen, легендарного Джона Дэвида Калоднера (John David Calodner) совсем неудачной.

-4

Но это – минус, а что же в плюсе? Прежде всего, действительно качественный ремастер, убравший не самую приятную по нынешним временам американизированность, как выражались тогда, звучания основной программы. Барабаны стали звучать почётче и с чуть меньшей реверберацией, и очень заметно оказались выделены вокальные партии Дэвида, а также – кто бы мог подумать! – теоретически вспомогательные клавишные пассажи знатных гостей, в числе которых и прекрасно нам всем знакомый Дон Эйри (Don Airey). Еще лучше звучит сведение бонусных программ – но к ним мы ещё вернёмся. Подобный ремастер, кстати сказать, способен очень снизить градус вышеперечисленных английских претензий – теперь-то слышно, что такие номера, как “Cheap An’ Nasty”, “Now You’re Gone” и, в меньшей степени, “Judgement Day”, вполне могли бы оказаться и на ранних альбомах Whitesnake, да хотя бы на “Ready An’ Willing” (1980) или “Come An’ Get It” (1981).

Видеоклип к пьесе “Fool For Your Loving” (1989)

Так что теперь пенять на то, что на “Slip Of The Tongue” в целом «мало блюза», очень странно – во всяком случае не меньше, чем на “1987”. Конечно, раздражающий англичан дьявол кроется в деталях – да, буквально в деталях аранжировки. И раньше-то было заметно, что “Slip Of The Tongue” выгодно отличается от своего предшественника обилием именно этих аранжировочных деталей, в особенности в гитарных и клавишных партиях, теперь же это стало окончательно очевидно. Всё же “1987” по своей аранжировочной и продюсерской обструганности очень схож с телеграфным столбом и является в этом смысле досадным исключением во всём каталоге группы.

Видеоклип к пьесе “Now You’re Gone”

Второй CD комплекта, “Slip Of The Tongue – The Wagging Tongue Edition” – это десять пьес альбома уже в историческом порядке и краткие, в форме интервью, отдельные рассказы Дэвида о каждой из них. Хотя о дополнительном ремастере или ремиксе нигде не сообщается, но слышно, что барабаны здесь представлены с гораздо меньшей пространственной обработкой, а пьесы в целом чуть подредактированы. Но истинная радость настоящего меломана – это следующие три CD, а именно “Evolutions: Demos / Remixes / Re-records”, “Monitor Mixes, April 1989” и “A Trip To Granny's House: Sessions Tapes, Wheezy Interludes & Jams”, на котрых представлен тернистый путь на репетициях и в студийной работе песенного материала, обратившегося в результате во всем знакомую программу. Как и водится, это рабочий дневник слушать очень интересно, следя за тем, как менялись инструментальные аранжировки пьес и наслаждаясь сырым, фактически концертным звучанием материала. Среди знакомых пьес представлены и два номера, которые для альбома не записывались – “Parking Ticket” и “Kill For The Cut”, а также кавер-версия главного хита группы Vandenberg гитариста Whitesnake Адриана Ванденберга (Adrian Vandenberg) “Burning Heart” (1982) с безымянного дебюта этого состава. Там же можно обнаружить инструментальные импровизации группы, инструментальную версию пьесы “Ain’t Gonna Cry No More” (1980) и несколько версий фактического гимна Whitesnake, неизбежного концертного аутро “We Wish You Well” (1979). Всё в сумме – свидетельство того, сколько усилий было заложено в альбом “Slip Of The Tongue”, и до какой степени выверенности его материал доводился на репетициях и в студии. Поклонники же Стива Вая оценят тот факт, что репетиционный материал записан с одной гитарой без наложений – впрочем, его партии способны заинтересовать здесь даже непоклонников.

Видеоклип к пьесе “The Deeper The Love”

Венчает же этот творческий отчёт уже издававшийся в 2011 году фирмой Frontiers Music сырой по звучанию концертный альбом “Live At Donington 1990” в новом ремастере и в аудио- и видеоформатах. Собственно к славе “Slip Of The Tongue” он ничего не прибавляет, но примыкает к нему идеологически, и вообще, кому не интересно знать, как прозвучали рок-герои на своём последнем крупном выступлении до 1994 года? Конечно, он необходим, чтобы ещё раз понять идеологию арена-рока конца 80-х, которую наилучшим возможным образом выразил из известных нам большим имён именно тогдашний состав Whitesnake. Вот в этой-то идеологии с кроется интуитивно понимаемое с первого прослушивания очарование альбома “Slip Of The Tongue”, и уже тем более столь подробной бокс-версии “30th Anniversary Remaster MMXIX”. Заодно перед нами и намёк на то, сколько же осталось в закромах великих рок-групп 80-х подобного материала – издавать и издавать, даже в XXI веке! И всё же отрадно, что первыми на поле подобных переизданий столь успешно выступила группа, мелодически и эмоционально весьма нечуждая русскому уху и эмоциональному складу характера, как Whitesnake.

Лицензионное издание альбома группы “Slip Of The Tongue – 30th Anniversary Remaster MMXIX” на CD может быть приобретено там, где вы обычно покупаете лицензионные CD.

Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •