Христианство ориентируют поведение женщины согласно ценностям «мужского» мира. Оно изначально исключает женщину из сферы управления и лидерства.
Миф о грехопадении, созданный христианской традицией и являющийся частью нашего непосредственного культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом, будучи изгнано из Эдема.
Таким образом, женщина становиться "носящей проклятье", причиной всех человеческих страданий и потому "надо всеми женщинами тяготит проклятье Евы". Этот приговор носит политический характер и является блестящим "объяснением" униженного положения женщин, становясь самым веским аргументом патриархатной традиции на Западе, в соответствие с которой мужчина господствует над женщиной и в семейной, и в общественной жизни.
Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что "в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть", а также "не Адам соблазнился, но женщина, соблазнясь, преступила дозволенное". А посему наставление апостола мужчинам гласит: "жены ваши в церквах до молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит"; "и не муж создан для жены, но жена для мужа". Из таких и подобных воззрений складывается отношение к женщине в Христианстве. Возможно, именно поэтому и среди ближайших учеников Христа - его 12 апостолов - не оказалось ни одной женщины.
Однако, современная религия трансформировалась по отношению к той, которую декларируют канонические догматы. Следует заметить, что изучать религию только по книгам – довольно опасно. Если сделать подборку высказываний святых отцов о женщине, то с помощью интернет-библиотек можно найти множество цитат, большинство из которых будут весьма нелестными для женщин. Да, в некоторых книгах (в аскетических руководствах для монахов) проскальзывает то, что можно оценить как «дискриминацию» женщины в Церкви.
Стоит вспомнить, что общая особенность всей традиционной литературы во всех культурах, во всех странах, во всех веках состояла в том, что литература (как и политика, как и культура) была мужской. До нас почти не дошло свидетельств о духовной жизни и богословской мысли женщин-христианок. Отсюда и складываются подобные стереотипы.
Однако, как бы ни провозглашали Отцы церкви, что женщина в христианстве уже давно не находится на задворках, однако лидирующее место она занимать не может. Нельзя обвинить христианство в том, что оно смотрит на женщину как на низшее существо: это единственная религия, провозгласившая высочайшим и совершеннейшим представителем людского рода именно женщину - "честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим" пресвятую деву Марию. Но и она повиновалась своему обручнику Иосифу. Это объясняют тем, что более совершенное создание вполне может повиноваться менее совершенному, так как отношение повиновения в христианстве определяется не качеством, а функцией.
Тут следует обратиться к социально-психологической типологии религиозных личностей, разработанной американским психологом Г.Олпортом во второй половине XX века. В ней выделено два основных типа. Для людей первого типа религия – способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии, например, карьеры. Они демонстрируют внешнее благочестие, показывая свою социальную респектабельность; или ищут в религии прежде всего функциональную полезность (душевный комфорт, преодоление отрицательных эмоций и т.п.).
Для людей же второго типа религия представляет собой самостоятельную и конечную ценность, а все нерелигиозные потребности отходят на второй план. Среди людей этого типа преобладают женщины. Религия избавляет их от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свои высшие духовные потенции. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а бог является для них тем необходимым, хотя и виртуальным, собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Индивидуальная религиозность женщин питается извне, в основном, через механизмы церкви и общины и влияет на их социально значимое поведение. То есть, каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать какую социальную роль ей выбрать, роль лидера или матери, возможно совмещение этих двух ипостасей, что является вполне природным.
Отдельную роль в формировании стереотипов по отношению к роли женщины играют СМИ, ведь если еще в начале прошлого века женщина смело «одевала на себя» образ матери и чувствовала себя вполне комфортно, выполняя второстепенные роли, как в политической, общественное, так и семейной жизни, то сегодня на первый план выходит не женщина-мать, а женщина-лидер, эмансипированная «бизнес-вумен», что в свою очередь влияет на формирование институтов семьи и приводит к трансформации социальных ценностей. Отсюда и нападки на религию, которая отражала хоть и глобальные ценности, но применимые для мира, которому еще не характерны процессы глобализации. Сегодня же, когда многие стереотипы поведения копируются с Запада, «под соусом» Голливуда подаваемые нам, православные женщины поддаются этому влиянию, забывая тот факт, что более 50% населения США протестанты, а христиане составляют 1,6 %.
Итак, предприняв краткий анализ положения женщины в христианстве, мы можем отметить тот факт, что проблемы отношения к женщине в обществе и ее реального социального положения, которое теоретики феминизма расценивают как дискриминационное, берут свое начало в патриархальном религиозном наследии. Именно в религиях заложены основы безраздельного доминирования мужчин в публичной и духовной сферах, а также большинство традиционных предрассудков в восприятии женщин, предполагающих ограничение их активности частной приватной жизнью, приписывая, таким образом, мужчинам и женщинам разные права и возможности, что в свою очередь способствовало гендерной стратификации дифференциации социальных практик и систем доминирования. Однако, принимая во внимание тот факт, что сами церковнослужители отрицают такое положение дел, апеллируя к тому, что религию нельзя рассматривать только по догматам и книгам, не принимая во внимания ее современно положение в обществе, следует обратить внимание на индивидуальный подход к вопросу религии и самоопределению каждой женщины. Хотя не последнюю роль здесь играют СМИ, процессы глобализации и информационная революция, поглотившая практически все процессы, происходящие в современном мире.